zidanio (zidanio) wrote,
zidanio
zidanio

Быт крестьян Курской губернии. Жилище

Из "Этнографического сборника" 1862 года, книга 5. Описание составил некто по фамилии Машкин, без инициалов, но с указанием довольно странной должности: "член-сотрудник".

Вот так 150 лет назад жили мои земляки, а может быть, и предки. Итак...


Русские селения в здешней местности имеют между собою родственное сходство по своему скучному виду и беззаботному характеру населения. Они расположены более в один или два ряда, смотря по их величине, вообще неправильно, в беспорядке. Строения сжаты и представляют сплошные массы дворов, вытянутых более или менее в кривые, изломанные линии. Улицы и переулки тесны, так что в иных невозможно разъехаться двум телегам; от такой тесноты весною и осенью бывает на улицах невылазная грязь. Позади дворов расположены огороды и гумны, а там, где селения тянутся в один ряд, огороды расположены впереди дворов, противу каждого домовладельца.

Дворы везде огораживаются плетнем из хвороста, но огороды и гумны не везде имеют плетневую огорожу, во многих селениях обносятся валом из соломы, земли и хвороста. Среди двора, обыкновенно, крестьянин строит свою избу, а около нее располагает остальную постройку. Из этого порядка следует исключить немногие постройки в некоторых помещичьих селениях и селениях, стоящих при больших дорогах, где жители имеют постоялые дворы; там домы строятся окнами на улицу.

Избы свои крестьяне строят деревянные, которые покрываются соломою, пригнетаемою притугами (жердями, полагаемыми на крыше); основания их обносятся завалиною; но редко они обмазываются глиною даже снаружи, а внутри никогда. Там, где жители побогаче, избы строятся на два отделения, разделенные сенями, из которых налево и направо двери: одни ведут в освещенную двумя красными и одним или двумя волоковыми окнами светлицу — комнату более чистую, иногда разделенную тонкою дощатою стеною, образующую другой небольшой покой, называемый комнáткою; другая дверь из сеней ведет собственно в избу, где приготовляется кушанье и живет семья крестьянина. Избы бывают без дымовых труб и с дымовыми трубами; в первом случае они называются черными, а в последнем 6елыми. Встречаются и такие связи, в которых из сеней другая дверь ведет в клеть; но клети, большею частью, строятся особо от жилых строений. У бедных же крестьян избы состоят из одного покоя с сеньми; нередко плетневыми. Пред входом в сени у немногих бывает крыльцо, а скорее у порога с наружной стороны лежит толстый отрубок дерева или большой камень.

Нечистота и вонь первые встречают входящего в жилище крестьянина: в сенях у них часто кормятся свиньи и куры; тут можно встретить валяющееся на полу корыто, в котором еще недавно кормились свиньи, или опрокинутую лоханку с помоями, или что-либо подобное, а порою — и самих животных, докучливым визгом напоминающих хозяину о своем существовании; на лавке стоит ведро или извар (ушат) с водою и корец для черпания воды. Сени везде без потолков и с немощеными полами, а обыкновенно с земляными; у стены, отделяющей сени от 6елой избы или от светлицы, где она есть, на подставках возвышается до самой крыши плетневая труба, обмазанная глиною; по углам валяется разный домашний хлам, а иногда тут же помещаются ступа, жлукта (бук) или что-либо другое из домашних принадлежностей.

Внутренность светлицы представляет вид гораздо отраднее; вокруг стен устроены лавки для сиденья; в главном углу на полке, прикрепленной к стенам, помещаются святые (образа), прикрытые несколько сверху рушником (полотенцем); угол, где помещаются образа, называется святым углом, а полка, на которой они поставлены — боженкою; под образами на лавке у крестьян более религиозных стоит ручная глиняная кадильница, а на боженке — коновка (небольшой деревянный сосуд с ладаном); около святого угла стоит стол, в праздничные дни покрытый 6елым настольником (скатертью), на нем всегда можно видеть большую деревянную солонку, имеющую форму стула со спинкою; в другом углу вделан в стены поставец (небольшой шкафчик), куда крестьяне ставят стеклянную посуду: бутылки, штофы, полуштофы и т. п.; на стенах висят два или три рушника, вышитых по концам красною бумагою, свидетельствующих об искусстве молодой невестки или невесты-дочери крестьянина.

Далее дверь в комнáтку, если такая есть, освещенную одним и большею частью волоковым окном; около половины этой комнаты занимает четырехугольная груба (печь), выпущенная одною стороною в светлицу. Комнатка служит спальнею старшим в семействе; здесь для спанья устроен примост, вроде кровати, или лавка, к которой приставлена скамья; в углу от одной стены к другой положен шест, на котором вешается платье. Мощеные полы в своих жилищах имеют только зажиточные крестьяне, и даже у них полы моются не более двух раз в году.

Но самую грязную картину домашней жизни крестьянина представляет курная изба. Трудно найти что-нибудь грязнее, вонючее, нечистоплотнее житья крестьянина в зимнее время в курной избе. Едва вы вступаете в нее — и ваша голова готова ударится об палати: это доски, которые помощены на аршин ниже потолка и поддерживаются перекладиною, разделяющую избу на две неравные части: переднюю и заднюю. На этих палатях крестьяне спят и греются. Подле палатей печь; отсюда лазят прямо на палати. Печь делается не из кирпича, а из глины, которую сбивают в плотную массу чекмарями. Между палатями и полом устроен еще для спанья большой примост или нары. Трубы в печке нет, и когда печь топится, вся изба наполняется дымом, который всем режет глаза, колет в нос, возбуждает кашель; в это время семья ходит согнувшись, а дети лежат на печке, свесив вниз головы. Этот дым, выходя в растворенные двери и дымовое окно, оставляет на стенах вечную копоть. Передняя часть избы на целый аршин выше задней, потому что здесь нет палатей; тут у стен приделаны коник и лавка, в переднем углу на божничке поставлены закопченные образа, под образами стоит стол, в котором кладутся хлеб, солонка, нож и ложки; около печи, в той стороне, куда обращено устье, к стене прикреплена полица (полка); на ней помещается кухонная посуда; на лавке и на примосте валяется запачканная одежда и прочий домашний скарб; под примостом или под лавкою отгорожен катух (место для кур). Немощеный пол почти так же грязен, как хлев. И в этой низкой, тесной, душной избе, освещенной двумя или тремя большею частию волоковыми окнами, помещается семейство крестьянина и непременно кто-нибудь из скота, в предохранение от холода, и вся нечистота от этих животных. Ко всему этому прибавить должно, что всегдашними обитателями крестьянских изб бывают еще прусаки и тараканы. Они до такой степени размножаются, что покрывают потолок и стены, особенно ночью. Крестьяне так с ними свыкаются, что не обращают на них никакого внимания, несмотря на то, что они часто попадаются в горшки с кушаньем, залезают сонным в уши и причиняют чувствительную боль.

С учреждения Министерства Государственных Имуществ курные избы стали здесь переводиться, и теперь более строятся белые, где жизнь крестьян хотя та же самая, по крайней мере свободная от дыма. В белых избах иногда отделяется часть против печи, где происходит стряпня, дощатою перегородкою; этот небольшой отдел называется топлюшкою.

Описав жилое строение крестьянина, прилагаю здесь для образца от руки сделанный план его.

ris1

Домашняя утварь у крестьян следующая: скамейки и треножники (табуреты о трех ножках) самой грубой работы, а иногда вместо табурета употребляется просто толстый отрубок дерева; столовая посуда большею частью деревянная: стáвец (блюдо без закраины), миска (блюдо с плоскими краями), плоская тарелка, на которой режется мясное, несколько ложек, половник и солонка; один или два ножа с деревянными рукоятками, кухонная посуда: несколько горшков различной величины, один или два чугуна, калгушка (выдолбленное из чурбана блюдо, в котором расталкивается сало для щей), одна или две сковороды; около печи в углу стоят рогачи (ухваты), чапля (сковородник), лопата, на которой сажают в печь хлебы и помело. Остальную принадлежность избы составляют: косарь для щепляния лучины, дежá (кадка, в которой заквашивается тесто — квашни) с веселкою, сито, решето, квасничка (кадка с квасом), светец или, вместо его, кáганец (плошка из дна разбитого горшка для освещения избы), несколько комелок (плетушек) для сажания птиц, пряха (прялка), гребни и донца с прочими прядильными приборами, мотовило, рубель и каталка (скалка).

При каждом доме есть подворное строение, соответствующее состоянию крестьянина. Около избы полного хозяина устроены следующие надворные принадлежности:
1) Анбар для ссыпки хлеба, рубленый. 2) Рубленая клеть, если нет такой при избе; тут, обыкновенно, хранится добро, или худоба (имущество) хозяев, как-то: праздничное платье, мужское и женское, скрыни (сундуки) и лазбени (лубочные сундуки или деревянные кадки с крышками) с холстами и прочею домашнею рухлядью. 3) Пунька (вроде кладовой из плетня), обмазанная глиною или коровьим пометом, для разных поклаж. Пунька и клеть служат также и для спанья некоторым членам семейства летом и зимою: там спят мужья с женами, особенно молодые, а потому в большесемейных крестьянских дворах бывает две, три и более пунек; у бедных же поселян, за неимением клети и анбара, в пуньках хранится имущество и ссыпается хлеб. 4) Сарай или навес, в котором сберегаются от непогоды телеги, сани, сохи, бороны и многие другие хозяйственные принадлежности. 5) Погребица — навес над погребом. 6) Конюшня для лошадей с яслями и комягою (большим корытом, в котором дают лошадям овес). Комяги иногда утверждаются на небольших столбах среди двора. 7) Овчáрух — хлев для овец. 8) Свинух — хлев для свиней. 9) Курник — небольшой сарайчик, где ночуют куры; но у многих хозяев куры и другие птицы большею частию размещаются по сараям, где попало. 10) Один или два вóрка (места, отгороженные на дворе для загона скота на день). Кроме того, во многих дворах есть колодцы с цыборами (с особенным устройством для черпания воды), но они содержатся в большой неопрятности.

В размещении надворных построек у крестьян нет общего плана, каждый строит их по своему усмотрению; но, во всяком случае, хороший хозяин старается обнести ими двор свой кругом.

На огуменнике стоит овин для сушки хлеба и половéнь — сарай подле молотильного тока, в который сгребается с тока мякина, и где хранятся цепы, грабли, вилы и лопаты.

Вся постройка покрыта соломою, и притом так сжата, что, в случае пожара, не представляет никакой возможности к спасению. В некоторых помещичьих селениях, в предосторожность от пожаров, устроены против крестьянских дворов землянки, в которых в летнее время крестьяне варят кушанья. Зимою, у некоторых, землянки служат для загона овец, когда они ягнятся.

Член-сотрудник Машкин
"Этнографический сборник", 1862, кн.5

Tags: Курская губерния, Старый Оскол, история, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments