zidanio (zidanio) wrote,
zidanio
zidanio

Быт крестьян Курской губернии. Жилище

Из "Этнографического сборника" 1862 года, книга 5. Описание составил некто по фамилии Машкин, без инициалов, но с указанием довольно странной должности: "член-сотрудник".

Вот так 150 лет назад жили мои земляки, а может быть, и предки. Итак...


Русские селения в здешней местности имеют между собою родственное сходство по своему скучному виду и беззаботному характеру населения. Они расположены более в один или два ряда, смотря по их величине, вообще неправильно, в беспорядке. Строения сжаты и представляют сплошные массы дворов, вытянутых более или менее в кривые, изломанные линии. Улицы и переулки тесны, так что в иных невозможно разъехаться двум телегам; от такой тесноты весною и осенью бывает на улицах невылазная грязь. Позади дворов расположены огороды и гумны, а там, где селения тянутся в один ряд, огороды расположены впереди дворов, противу каждого домовладельца.

Дворы везде огораживаются плетнем из хвороста, но огороды и гумны не везде имеют плетневую огорожу, во многих селениях обносятся валом из соломы, земли и хвороста. Среди двора, обыкновенно, крестьянин строит свою избу, а около нее располагает остальную постройку. Из этого порядка следует исключить немногие постройки в некоторых помещичьих селениях и селениях, стоящих при больших дорогах, где жители имеют постоялые дворы; там домы строятся окнами на улицу.

Избы свои крестьяне строят деревянные, которые покрываются соломою, пригнетаемою притугами (жердями, полагаемыми на крыше); основания их обносятся завалиною; но редко они обмазываются глиною даже снаружи, а внутри никогда. Там, где жители побогаче, избы строятся на два отделения, разделенные сенями, из которых налево и направо двери: одни ведут в освещенную двумя красными и одним или двумя волоковыми окнами светлицу — комнату более чистую, иногда разделенную тонкою дощатою стеною, образующую другой небольшой покой, называемый комнáткою; другая дверь из сеней ведет собственно в избу, где приготовляется кушанье и живет семья крестьянина. Избы бывают без дымовых труб и с дымовыми трубами; в первом случае они называются черными, а в последнем 6елыми. Встречаются и такие связи, в которых из сеней другая дверь ведет в клеть; но клети, большею частью, строятся особо от жилых строений. У бедных же крестьян избы состоят из одного покоя с сеньми; нередко плетневыми. Пред входом в сени у немногих бывает крыльцо, а скорее у порога с наружной стороны лежит толстый отрубок дерева или большой камень.

Нечистота и вонь первые встречают входящего в жилище крестьянина: в сенях у них часто кормятся свиньи и куры; тут можно встретить валяющееся на полу корыто, в котором еще недавно кормились свиньи, или опрокинутую лоханку с помоями, или что-либо подобное, а порою — и самих животных, докучливым визгом напоминающих хозяину о своем существовании; на лавке стоит ведро или извар (ушат) с водою и корец для черпания воды. Сени везде без потолков и с немощеными полами, а обыкновенно с земляными; у стены, отделяющей сени от 6елой избы или от светлицы, где она есть, на подставках возвышается до самой крыши плетневая труба, обмазанная глиною; по углам валяется разный домашний хлам, а иногда тут же помещаются ступа, жлукта (бук) или что-либо другое из домашних принадлежностей.

Внутренность светлицы представляет вид гораздо отраднее; вокруг стен устроены лавки для сиденья; в главном углу на полке, прикрепленной к стенам, помещаются святые (образа), прикрытые несколько сверху рушником (полотенцем); угол, где помещаются образа, называется святым углом, а полка, на которой они поставлены — боженкою; под образами на лавке у крестьян более религиозных стоит ручная глиняная кадильница, а на боженке — коновка (небольшой деревянный сосуд с ладаном); около святого угла стоит стол, в праздничные дни покрытый 6елым настольником (скатертью), на нем всегда можно видеть большую деревянную солонку, имеющую форму стула со спинкою; в другом углу вделан в стены поставец (небольшой шкафчик), куда крестьяне ставят стеклянную посуду: бутылки, штофы, полуштофы и т. п.; на стенах висят два или три рушника, вышитых по концам красною бумагою, свидетельствующих об искусстве молодой невестки или невесты-дочери крестьянина.

Далее дверь в комнáтку, если такая есть, освещенную одним и большею частью волоковым окном; около половины этой комнаты занимает четырехугольная груба (печь), выпущенная одною стороною в светлицу. Комнатка служит спальнею старшим в семействе; здесь для спанья устроен примост, вроде кровати, или лавка, к которой приставлена скамья; в углу от одной стены к другой положен шест, на котором вешается платье. Мощеные полы в своих жилищах имеют только зажиточные крестьяне, и даже у них полы моются не более двух раз в году.

Но самую грязную картину домашней жизни крестьянина представляет курная изба. Трудно найти что-нибудь грязнее, вонючее, нечистоплотнее житья крестьянина в зимнее время в курной избе. Едва вы вступаете в нее — и ваша голова готова ударится об палати: это доски, которые помощены на аршин ниже потолка и поддерживаются перекладиною, разделяющую избу на две неравные части: переднюю и заднюю. На этих палатях крестьяне спят и греются. Подле палатей печь; отсюда лазят прямо на палати. Печь делается не из кирпича, а из глины, которую сбивают в плотную массу чекмарями. Между палатями и полом устроен еще для спанья большой примост или нары. Трубы в печке нет, и когда печь топится, вся изба наполняется дымом, который всем режет глаза, колет в нос, возбуждает кашель; в это время семья ходит согнувшись, а дети лежат на печке, свесив вниз головы. Этот дым, выходя в растворенные двери и дымовое окно, оставляет на стенах вечную копоть. Передняя часть избы на целый аршин выше задней, потому что здесь нет палатей; тут у стен приделаны коник и лавка, в переднем углу на божничке поставлены закопченные образа, под образами стоит стол, в котором кладутся хлеб, солонка, нож и ложки; около печи, в той стороне, куда обращено устье, к стене прикреплена полица (полка); на ней помещается кухонная посуда; на лавке и на примосте валяется запачканная одежда и прочий домашний скарб; под примостом или под лавкою отгорожен катух (место для кур). Немощеный пол почти так же грязен, как хлев. И в этой низкой, тесной, душной избе, освещенной двумя или тремя большею частию волоковыми окнами, помещается семейство крестьянина и непременно кто-нибудь из скота, в предохранение от холода, и вся нечистота от этих животных. Ко всему этому прибавить должно, что всегдашними обитателями крестьянских изб бывают еще прусаки и тараканы. Они до такой степени размножаются, что покрывают потолок и стены, особенно ночью. Крестьяне так с ними свыкаются, что не обращают на них никакого внимания, несмотря на то, что они часто попадаются в горшки с кушаньем, залезают сонным в уши и причиняют чувствительную боль.

С учреждения Министерства Государственных Имуществ курные избы стали здесь переводиться, и теперь более строятся белые, где жизнь крестьян хотя та же самая, по крайней мере свободная от дыма. В белых избах иногда отделяется часть против печи, где происходит стряпня, дощатою перегородкою; этот небольшой отдел называется топлюшкою.

Описав жилое строение крестьянина, прилагаю здесь для образца от руки сделанный план его.

ris1

Домашняя утварь у крестьян следующая: скамейки и треножники (табуреты о трех ножках) самой грубой работы, а иногда вместо табурета употребляется просто толстый отрубок дерева; столовая посуда большею частью деревянная: стáвец (блюдо без закраины), миска (блюдо с плоскими краями), плоская тарелка, на которой режется мясное, несколько ложек, половник и солонка; один или два ножа с деревянными рукоятками, кухонная посуда: несколько горшков различной величины, один или два чугуна, калгушка (выдолбленное из чурбана блюдо, в котором расталкивается сало для щей), одна или две сковороды; около печи в углу стоят рогачи (ухваты), чапля (сковородник), лопата, на которой сажают в печь хлебы и помело. Остальную принадлежность избы составляют: косарь для щепляния лучины, дежá (кадка, в которой заквашивается тесто — квашни) с веселкою, сито, решето, квасничка (кадка с квасом), светец или, вместо его, кáганец (плошка из дна разбитого горшка для освещения избы), несколько комелок (плетушек) для сажания птиц, пряха (прялка), гребни и донца с прочими прядильными приборами, мотовило, рубель и каталка (скалка).

При каждом доме есть подворное строение, соответствующее состоянию крестьянина. Около избы полного хозяина устроены следующие надворные принадлежности:
1) Анбар для ссыпки хлеба, рубленый. 2) Рубленая клеть, если нет такой при избе; тут, обыкновенно, хранится добро, или худоба (имущество) хозяев, как-то: праздничное платье, мужское и женское, скрыни (сундуки) и лазбени (лубочные сундуки или деревянные кадки с крышками) с холстами и прочею домашнею рухлядью. 3) Пунька (вроде кладовой из плетня), обмазанная глиною или коровьим пометом, для разных поклаж. Пунька и клеть служат также и для спанья некоторым членам семейства летом и зимою: там спят мужья с женами, особенно молодые, а потому в большесемейных крестьянских дворах бывает две, три и более пунек; у бедных же поселян, за неимением клети и анбара, в пуньках хранится имущество и ссыпается хлеб. 4) Сарай или навес, в котором сберегаются от непогоды телеги, сани, сохи, бороны и многие другие хозяйственные принадлежности. 5) Погребица — навес над погребом. 6) Конюшня для лошадей с яслями и комягою (большим корытом, в котором дают лошадям овес). Комяги иногда утверждаются на небольших столбах среди двора. 7) Овчáрух — хлев для овец. 8) Свинух — хлев для свиней. 9) Курник — небольшой сарайчик, где ночуют куры; но у многих хозяев куры и другие птицы большею частию размещаются по сараям, где попало. 10) Один или два вóрка (места, отгороженные на дворе для загона скота на день). Кроме того, во многих дворах есть колодцы с цыборами (с особенным устройством для черпания воды), но они содержатся в большой неопрятности.

В размещении надворных построек у крестьян нет общего плана, каждый строит их по своему усмотрению; но, во всяком случае, хороший хозяин старается обнести ими двор свой кругом.

На огуменнике стоит овин для сушки хлеба и половéнь — сарай подле молотильного тока, в который сгребается с тока мякина, и где хранятся цепы, грабли, вилы и лопаты.

Вся постройка покрыта соломою, и притом так сжата, что, в случае пожара, не представляет никакой возможности к спасению. В некоторых помещичьих селениях, в предосторожность от пожаров, устроены против крестьянских дворов землянки, в которых в летнее время крестьяне варят кушанья. Зимою, у некоторых, землянки служат для загона овец, когда они ягнятся.

Член-сотрудник Машкин
"Этнографический сборник", 1862, кн.5

Tags: Курская губерния, Старый Оскол, история, этнография
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments