zidanio (zidanio) wrote,
zidanio
zidanio

Этнографический обзор - Россия второй половины XIX века (30)


30. Народы Южной Сибири.

Область от Алтая до Забайкалья, как и любая горная страна, очень разнообразна в этнографическом плане. В прошлом путешественники и исследователи зачастую не могли разобраться с терминологией в наименованиях местных этносов, иногда огульно называя всех "татарами" или "киргизами", а то и просто "местными инородцами". Путаница не была толком устранена даже в ХХ веке. Особенно это касается народностей Алтая и Тувы.

В сегодняшнем нашем этнографическом путешествии мы сохраним уже устоявшийся вектор перемещения — с запада на восток. Мы познакомимся с обитателями этих краев, которых в современной терминологии называют алтайцами, хакасами, тувинцами, бурятами, а также с их субэтносами и более мелкими народностями.

В этой части обзора текстовые материалы взяты из следующих источников:

- "Народы России. Этнографические очерки" (издание журнала "Природа и люди"), 1879-1880;
- "Живописная Россия", т.12, ч.1, "Восточная Сибирь", 1895;
- "Этнографический сборник", №4, 1858;
- В.И.Вербицкий, "Азиатские инородцы", 1893;
- П.Кошаров, "Художественно-этнографические рисунки Сибири", 1889-1891;
- Н.Ф.Катанов, "Очерки Урянхайской земли", 1889;
- "Путешествие Густава Радде по югу Восточной Сибири", 1868.

Иллюстрации позаимствованы из перечисленных и из других изданий; использовались также фотографии тогдашних времен.

Тюркоязычные народы, населяющие Алтай, в XIX веке иногда обобщенно так и называли — алтайцы. Еще их называли "алтайскими татарами". "черневыми татарами", "черневыми калмыками". Разобраться, кого конкретно подразумевали под этими названиями, довольно сложно, но мы попробуем. Под "черневыми татарами" или "калмыками" чаще всего подразумевались тубалары и иногда — шорцы. Шорцев еще именовали "кузнецкими татарами", "мрасскими татарами" и даже "кондомскими татарами". Телеуты чаще всего так и назывались. Другие этнотерриториальные группы алтайцев: кумандинцы, челканцы — не выделялись, их звали просто "алтайцами". В советское время все перечисленные народности, кроме шорцев, были объединены этнонимом "алтайцы". Сейчас тоже не прослеживается единого подхода: отдельными этносами считаются шорцы, кумандинцы, телеуты, а, скажем, тубалары, челканцы и родственные телеутам теленгиты — субэтносами алтайцев.


Познакомиться подробнее с особенностями жизни и быта народностей Алтая в XIX веке нам поможет издание Павла Кошарова "Художественно-этнографические рисунки Сибири". Путешественник сам делал зарисовки и сам же давал текстовые комментарии к ним.




















Другой очевидец, протоиерей Василий Вербицкий, подробно знакомит нас с положительными и не очень качествами алтайцев.

В нравах алтайцев есть хорошее и худое. Прежде всего, они честны. Юрты их запоров не имеют. Если к двери приставлен обрубок бревна, в юрту никто не войдет. Во время плавания по рекам, например, по Мрассе, если случится остановиться на ночлег в таком месте, где аил расположен не на берегу, а на горе, в 1-3 верст от берега, все вещи путешественника остаются на берегу без караула, только под прикрытием лодки от дождя и собак (последние не очень честны), и сохраняются всегда в целости. Эти же честные люди бывают и бесчестны, но всегда косвенно: забирают в долг, или под работу деньги и не уплачивают ни тем, ни другим.

— Гостеприимны и радушны. Всякий вошедший в юрту человек признается как бы семьянином этой юрты. Если хозяева едят, ест в он, если пьют, пьет и он без всякого различия. Если кому-либо из детей дать ржаной сухарь, который ценится здесь никак не менее конфекты, или кусок сахару, то получивший разделяет это лакомство между всеми на мелкие части.

— В спокойном состоянии кротки и услужливы, пока не стесняется их свобода. Но быть слугами по найму они, хотя бы и беднейшие, ни в каком случае не желают.

— Начальству покорны, к старикам очень почтительны в уважительны. Дети не произносят имени своих родителей, как бы считая себя недостойными этой чести. Жена своего мужа и также родных его не называет по имени, в юрту отца своего мужа далее порога ходить не смеет.

— В супружестве инородцы большею частью верны, вообще не развратны и чрезвычайно чадолюбивы.

— В прихотях своих ограничены, малым довольны и в перенесении голода терпеливы.
"Азиатские инородцы"


Вот все, что можно сказать хорошего об инородцах, остальное или безразлично, или положительно худо. Именно:

— Все алтайцы очень ленивы и празднолюбивы: спать, ничего не делать, глядеть неподвижно в землю и курить табак составляет их наслаждение.

— Склонны к пьянству, так что не пьют только тогда, когда нечего. Каждая оргия кончается непременно дракою, причем более всего достается пьяным женам от пьяных мужей.

— Нечистоплотны до водобоязни. Одежда никогда не моется и не проветривается, бань нет, купанье нетерпимо. Посуда никогда не моется и с каждым годом обрастает новым слоем грязи. Руки не моются. В пищу, исключая северян, употребляется и павшая скотина.

— Женщины вынимают груди и кормят ими своих детей при всех; девицы обнажают ногу далеко выше колена и справляют мелкую нужду тоже при всех без всякого стыда.

— Все непризнательны и неблагодарны ни за какое благодеяние, так что и слова „благодарю" нет в их языке. В попрошайстве назойливы, но милостыни не просят и самые беднейшие, а просят как подарок или ради дружбы пособие.

— В гневе бешены, но скоро успокаиваются.

— Легковерны ко всякой лжи, робки и суеверны.

— И не знающие русского языка ругаются неприличною русскою бранью, особенно коней на каждом шагу приветствуют этими скверными словами.
"Азиатские инородцы"


Отдельно надо остановиться на шорцах, которые близки алтайцам по языку и культуре, но всегда считались отдельным этносом. Предполагается, что шорский этнос сложился путем смешения пришлых тюркоязычных племен с местными кетоязычными. Этноним "шорцы" стал применяться только в ХХ веке, до этого их называли мрасскими, кузнецкими, кондомскими, томско-кузнецкими, а также черневыми татарами; последним названием вносилась путаница между шорцами и алтайцами. Мне не удалось найти иллюстраций, относящихся к быту шорцев второй половины XIX века. Есть картинка из книги начала XIX века:


Есть фотография начала ХХ века. Нет-нет, это не хоббиты, это шорские девушки и женщины. Выглядят они правда, чуть менее гламурно, нежели за сто лет до того...


В середине ХIХ в. часть шорцев переселилась в Хакасию. Большинство этих переселенцев постепенно перешли на хакасский язык, и сейчас считаются хакасами.

Нам тоже пора переместиться немного восточнее, как раз в Хакасию, где живет народ, по-современному именующийся хакасы, а в XIX веке называвшийся и минусинскими, и енисейскими, и абаканскими, и ачинскими татарами, и по названиям субэтнических диалектных групп: кызыльцами, качинцами, сагайцами.


Минусинские татары низкорослы и слабосильны. Нет в них ни предприимчивости, ни отваги, ни настоящего упорства в работе. К благосостоянию своему большинство относится крайне апатично. Некоторые дети учатся в школах. Они понятливы, но редко кончают курс. Любопытство, вера в чудесное и иные свойства диких племен свойственны и минусинским татарам.

Здешние татары отличаются, впрочем, пронырливостью и ловкостью. Сагайцы — ловкие зверопромышленники, а все вообще татары — прекрасные наездники. Никогда русскому так не справиться с диким конем, как справляется с ним здешний татарин. На всем скаку, в степи, кидает он такому коню волосяной аркан на шею или под ноги, и мигом останавливает его. Как бы тот смел и строптив ни был, поневоле должен покориться опытной руке. Тогда, сделав из того же аркана узду, татарин стреноживает коня, привязывает его к столбу, изредка поглаживает ему гриву и крестец и, прикрикивая на коня, седлает его...

Татарин так привык к верховой езде, что чувствует себя на лошади как дома. Случается, что мертвецки пьяный татарин во всю мочь мчится верхом по степи. Конечно, бывает всякое, но, обыкновенно, лихой наездник благополучно приезжает в свой улус.
"Живописная Россия"


Недавно еще единственными занятиями татар были скотоводство и звероловство. Теперь этого нельзя сказать. Правда, качинские татары остались по-прежнему скотоводами и почти вовсе не занимаются земледелием, но зато они больше не занимаются охотой. У более южных татар этот промысел остался но, вместе с тем, значительно развилось земледелие. У них оно было и раньше развито, но с тех пор еще более усилилось. Те из татар, которые живут в настоящих селениях, одни или с русскими, даже очень старательно обрабатывают землю: сеют всякие сорта хлеба и излишек их продают. Многие из кочевых татар также занимаются земледелием, но плохо обрабатывают землю, сеют только некоторые сорта хлебов исключительно для собственного потребления.

Звероловство в Минусинском округе в прежнее время было сильно развито. До сих пор еще сохранились воспоминания о нем у престарелых татар, но теперь у качинцев оно совершенно вывелось, а у подтаёжных татар, хотя и сохранилось, но далеко не имеет уже прежнего значения. Здесь, как обыкновенно в Сибири, стреляют не с руки, а с сошек. Все вообще татары, живущие около речек, имеют одноствольные и двухствольные дробовики, для охоты за птицею; а те, которые специально занимаются звероловством, имеют, кроме того, от одной до трех винтовок, непременно кремневых.
"Живописная Россия"




В последнее время некоторые татары занялись торговлей. Они дают в долг товары своим одноплеменникам, потом сами назначив цены, собирают долги скотом, коровьим маслом, конскими и бычачьими кожами, овчинами и волосом. Все это они перепродают. Многие татары, падкие на кредит, окончательно разорились от этой торговли. Сами же торговцы сильно богатеют, несмотря на то, что много накапливается долгов на покупателях.

Некоторые из бедных инородцев, живущие около лесистых мест, где изобилует береза, изготовляют сани и колеса, но весьма лениво и крайне грубой работы. Поэтому такой товар сбывается только самим же татарам, по соседству.

В Минусинском округе сильно развито конокрадство. Да и как ему не быть при отсутствии всякого призора за лошадьми? У многих это даже организованный промысел и один из обычных источников существования. Лучшие лошади сбываются куда-нибудь подальше, а те, что похуже, седлаются. Таким образом кормятся целые улусы. Иногда воруют 10-20 лошадей за раз.
"Живописная Россия"




Женщины у татар едва ли не больше трудятся, чем мужчины. Зимою они наблюдают за скотом, доят коров, изготовляют шубы и обувь для всей семьи, не исключая и работников. Лето они сбивают масло, вытапливают его, сливают в бычачьи и бараньи кишки и желудки, а осенью это масло продают в городе или заезжим торгашам. Правда, для этого его приходится перетапливать вторично, потому что оно очень грязно и имеет неприятный запах. Нередко женщинам же приходится возить сено и дрова. Овец и скот пасут дети или, за неимением детей, женщины и девушки.
"Живописная Россия"






Пища татар, не исключая и богатых, весьма однообразна. Круглый год варится с крупою мясо лошадиное, коровье, баранье или рыба. Хлеб обычно покупается. В большом ходу, особенно для работников, падаль и мясо от старых, увечных кобылиц. Внутренности животных во время приготовления пищи не моются, а как есть кладутся в котел, отчего варево принимает зеленоватую окраску и крайне неприятный запах. Бедность у некоторых доходит до того, что им буквально нечего есть; тогда по нескольку раз вывариваются с горстью крупы или муки кости, которые остались от прежнего избытка.

Богатые инородцы, можно сказать, ровно ничего не делают. Ранним утром начинается приготовление арьяна или араги, смотря по времени года. На таган ставится чаша, в которую вливается немного заквашенное коровье молоко; сверху чаша покрывается деревянным колпаком. Щель между колпаком и чашей замазывается свежим коровьим пометом. Из колпака проведена деревянная, медная или железная труба в сосуд, который стоит в корыте, наполненном холодной водой. Разводится сначала слабый, а потом большой огонь — и винокуренный завод готов. Хозяин с домочадцами и гостями садится в ожидании на землю, поджав под себя ноги. Вскоре сосуд начинает по каплям наполняться. Хозяйка или другая женщина угощает по очереди присутствующих, черпая теплый напиток деревянной китайской чашкою. Так как обычно эта церемония производится на голодный желудок, то скоро наступает желаемое опьянение, несмотря на ничтожную крепость напитка. При продаже и покупке скота также обязательна попойка

Вообще, пьянство сильно развито между татарами, особенно любят они наше кабацкое вино. Чем больше оно отдает сивушным маслом, тем лучше на вкус татар. Любят также наливку и церковное вино. Богатые очень охотно пьют мадеру, ром, коньяк, шампанское. Таких богачей здесь есть несколько. Но они ровно ничем не отличаются от своих собратов, только одежда у них почище, да есть, кроме юрты, более сносные дома
"Живописная Россия"




Татарские улусы расположены всегда у рек, речек и ручьев. Они иногда имеют, особенно издали, довольно живописный вид. Особенно привлекателен улус, когда он состоит из юрт, обтянутых берестою и выделяется на зелени леса или кустарников. Ближе к верховьям Абакана местность гориста, и там улус расположен иногда посреди гор, окружен скалами. Встречаются и такие улусы, которые расположены в голой степи. В улусе бывает от 5 до 10 семейств, или до 20 юрт и редко более. Этим, а также полною безалаберностью в расположении построек, улус резко отличается от русской деревни.
"Живописная Россия"




Чем богаче татарин, тем дальше он живет от прочих, потому что ему надо много места для скота. Но дома таких богачей внутри грязны до невероятности, даже грязнее, чем юрты. Пыль и паутина никогда не обметаются; запах в помещении тяжелый; по стенам висят лубочные картинки или коробки от конфект.

Татарские юрты куполообразны или конические. Последние встречаются у бедных и у тех, которые еще не успели устроиться, у молодых. В юрте налево от входа мужская сторона, направо — женская; посредине же находится постель главы семейства, иногда очень богато убранная. Бросается в глаза изобилие сундуков, и можно бы, пожалуй, подумать, что в этих сундуках и ящиках хранится что-нибудь ценное. Но многие из них совершенно пусты, а в других находится только какое-нибудь тряпье. Справа у входа стоит кадь с заквашенным молоком, которым всегда угощают гостя. Вход в юрту с восточной стороны. Посредиие — очаг. Хотя нельзя сказать, чтобы в юрте всегда стоял дым, но все-таки гарь есть. В ветреную погоду дым стелется по юрте. Не мудрено поэтому, что между пожилыми татарками попадается так много потерявших зрение.
"Живописная Россия"








Татары в настоящее время далеко не всегда живут в юртах. Большинство строит на зиму избы: бедные — простые зимники, а достаточные — настоящие избы, пятистенные, но только с очень скудною обстановкою. Но именно вследствие этой неприглядности изб и зимников, из них тотчас же перебираются, как только потеплеет и исчезнет необходимость жить в непривычной, неприятной обстановке. Летняя юрта отличается от зимней. Зимняя обтянута войлоком, а летняя или сделана из леса, или обтянута выпаренною берестою.
"Живописная Россия"






Старший в татарской семье, будь то отец, дед или старший брат, пользуются всегда большим уважением, гораздо большим, чем у русских. Свекор и старший брат мужа пользуются от невестки даже особым, как бы религиозным почетом. Татарка никогда не смеет назвать их по имени, не произносит этого имени, даже если его имеет еще кто-то посторонний. При встрече со свекром или деверем, татарка должна или отвернуться, или убежать.

Супружеские отношения не особо завидны. О ласковом обращении нет и помину. Драки же происходят часто, притом, обычно так, что сначала, положим, муж бьет жену, и та не сопротивляется, потом, после некоторого промежутка, жена начинает бить мужа, который тоже не сопротивляется, и все это совершается молча. У многих татар бывает по две-три жены, которые живут в ладу, но только в разных юртах, хотя часто сходятся поговорить между собою.

Здешние татары почти все считаются христианами, но, строго говоря, они настоящие язычники, усвоившие лишь кое-какие внешности из православия. Например, они сильно уважают, как и многие другие сибирские инородцы, Николая-угодника и праздники Рождества, Крещения, Воскресения и Троицы. В эти дни многие с семействами съезжаются в церкви, не жалеют денег на покупку свеч и сами ставят их к иконам. Впрочем, при покупке, громко торгуются, нисколько не стесняясь.
"Живописная Россия"





Урянхайский край, где жили тюркоязычные тувинцы, до 1912 года находился под властью манчжурской династии Цин. Когда в Китае произошла "Синьхайская революция" и Внешняя Монголия провозгласила суверенитет, урянхайские нойоны обратились к русскому царю с просьбой о включении края в состав Российской империи. В 1914 году эта просьба была удовлетворена.

Но это было позже, а во второй половине XIX века на территории России проживало две народности, которые можно считать осколками тувинского народа — тофалары (их тогда называли "карагасы") и сойоты. Тофалары антропологически и культурно очень близки соседним тувинцам-тоджинцам, обитавшим в то время на территории Китая.


Суглан — народное собрание, где решались различные вопросы, а также и большая ярмарка.

Нынешние карагасы представляют весьма малочисленный остаток племени, бродящий в тайге рек Оки, Уды, Бирюсы н Кана. Все эти реки вытекают из Саянского хребта. Слово «тайга», похоже, происходит от карагасского слова «дайга», что значит «белогорье», т.е. почти круглый год снегом покрытые вершины рек и их притоков.

Карагасы роста ниже среднего, худощавы, причем замечается большая соразмерность в частях тела, т.е. при малых головах и нешироких плечах, таз узкий, руки и ноги маленькие. Волосы гладкие черные, лоб низкий, глаза маленькие, немного выпуклые, темно-карие, скулы не очень выпуклые, нос прямой, узкий; рот маленький; лицо кругловатое, смуглое, борода жидкая и редкая. Шея длинная, грудь впалая. Кости вообще тонкие, поэтому они чрезвычайно легки, весом около 3 пудов. Походка у них особая: туловище, шею и голову держат неподвижно, немного вперед, и неслышно пробираются малыми, частыми шагами. Эта особенность происходит от привычки к верховой езде на оленях и от употребления лыж. Женщины формируются около 16 лет от роду.

При весьма малом развитии костей и мышц, карагасы слабы и к усиленным телесным работам не способны. Зато слух и зрение у них чрезвычайно развиты, сверх того с удивительной терпеливостью переносят они трудности в дороге, ненастье и недостаток в пище.

Главную пищу карагасов составляет сарана и кирпичный чай. Сарана есть корень растения Lilium Martagon, который они копают и сушат для сохранения, потом толкут и варят из него род кашицы. Кирпичный чай, истолченный или разрезанный, варится в чугунном плоском котле; между тем в другом котле поджаривается ржаная мука, к которой добавляются олений жир и соль. На эту смесь выливается чайный отвар, и после кипячения его хлебают ложками. При особых случаях, при угощении гостя, на свадьбах, или при изобилии в хозяйстве едят оленину. Познакомясь ближе с русскими, они сделались большими охотниками до печеного хлеба.

Для питья употребляют преимущественно воду и разведенное и кислое оленье молоко. До горячительных напитков страстные охотники, но сами у себя их не готовят, а получают от русских хлебную водку, от сойотов и бурят — айран (род водки, выгнанной из молока).
"Этнографический сборник"


Ну, женщина-то явно русская. Так что, семья смешанная.

Несмотря на то, что Урянхайский край не относился к России, отечественные путешественники и этнографы не оставляли эти места своим вниманием. В 1870 году здесь побывала путешественница и одна из первых в России женщин-фотографов Любовь Полторацкая. В 1889 году этнограф Николай Катанов посетил эти края и зафиксировал свои наблюдения в дневниках, озаглавленных "Очерки Урянхайской земли". В 1897 году в Урянхайском крае побывал этнограф и фотограф Петр Островских.










Мужчины-урянхаи пасут скот, сеют хлеб, ходят на охоту, занимаются мастерствами; женщины шьют и починяют одежду, приготовляют пищу, угощают гостей и делают кошмы.

Рыбу ловят руками или убивают острогами. Птиц ловят только силками. Зверей ловят капканами или бьют пулями. Ружья получают от русских, монголов и китайцев. Ружья китайцев ценятся больше других.

При женитьбе никогда не крадут невест, как у минусинских татар. Предварительно сватают девицу жениховы отец и мать, привезя просо и мяса, материй и водку. Потом один день пьют водку все. На другой день возвращаются домой. Пир свадебный называется «той». Он идет только одни сутки, как у богатых, так и у бедных.

Замуж выходят девицы с 15-летнего возраста, а жениху может быть сколько угодно, даже возраст 10 лет. Говорят, что урянхайки иногда выходят замуж 12–13 лет и рожают благополучно. Жениться на девице, потерявшей невинность и имеющей детей, не считается преступлением. Могут сочетаться браком даже происшедшие от родных братьев и сестер. Могут также жениться два родных брата на двух родных сестрах.

Говорить о половых сношениях при родителях не вменяется в большой грех детям. Дети урянхайские развиваются слишком рано как физически, так и умственно. Уже у 8–9-летнего мальчика есть достаточный запас песен о «чернобровых и милых красотках». Один урянхайский юноша при своей сестре спрашивал меня, охотник ли я до урянхайских девиц; получив отрицательный ответ, немало удивился. На такие «забавы» молодежи взрослые, как правило, смотрят сквозь пальцы. Однако, если отец захватит дочь в прелюбодеянии, то бьет ее кнутом.

Урянхаи клянутся собачьим навозом. Они говорят: «Пусть у меня спадут волосы от собачьего навоза, если я видел что-либо или слышал!»
"Очерки Урянхайской земли"








Родственные тувинцам и тофаларам сойоты, по мнению ряда исследователей, сложились как этнос путем тюркизации саянских самоедских племен. В дальнейшем, из-за близкого соседства с бурятами, сойоты были в значительной мере подвергнуты их влиянию и почти полностью ассимилированы ими.






Полностью был ассимилирован в XIX веке русскими и хакасами еще один южносибирский народ самодийского происхождения — камасинцы. По языку они были близки к хакасам-качинцам. Камасинцы занимались охотой, рыболовством, оленеводством. После мора оленей они перешли к оседлой жизни, что и стало причиной их поглощения соседними народами.



Современные буряты (братские татары) сформировались из различных монголоязычных этнических групп на территории Прибайкалья и Забайкалья. К XVIII веку буряты состояли из нескольких субэтносов: булагатов, эхиритов, хоринцев, хонгодоров, селенгинских бурят, дархатов, хамниганов. В условиях российской государственности шел процесс социально-культурной консолидации различных групп и племён, обусловленный близостью их культур и диалектов, и в XIX веке бурятский этнос сформировался как общность.




Хамниганы — субэтнос бурят, сложившийся при участии тунгусских племен.


Буряты, подобно монголам, имеют цвет кожи коричнево-бронзовый, лицо широкое и плоское. нос небольшой и приплюснутый; глаза у них маленькие, косо расположенные, большею частью черные, уши большие и далеко отстоят от головы; рот большой; борода редкая; волосы на голове черные. Принадлежащие к духовному званию подстригают волосы на передней части головы, а сзади носят косу, в которую, для большей густоты, нередко вплетают конские волосы. Роста буряты среднего или малого, но крепко сложены.

Характер бурят отличается скрытностью. Они обычно миролюбивы и кротки, но злы и мстительны, когда их оскорбят. По отношению к своим родичам они сострадательны и никогда не откажутся помочь бедному. Несмотря на внешнюю грубость, между бурятами в высшей степени развита любовь к ближнему, честность и справедливость; и хотя это часто ограничивается только пределами своей семейно-родовой общины, но есть между ними и такие личности, у которых эти прекрасные качества простираются на всех людей без исключения, к какой бы они нации ни принадлежали.
"Народы России"






"Бурята" — так могли бы называться дети южноафриканских буров...

По образу жизни буряты делятся на оседлых и кочевников. Оседлых бурят не более 10%. Они усвоили много русских обычаев и мало отличаются от них по образу жизни. Кочевники же живут иначе.

Буряты придерживаются первобытной родовой общины. По широкой степи оазисами разбросаны группы восьмиугольно-круглых юрт. Кругом — жердяные загороди, а в загородках все юрты, амбары и разные другие строения. Каждый улус обычно состоит из нескольких невысоких жердяных загородей, представляющих вид круга. В каждой такой загороди стоит одна, две, три и более юрт с разными пристройками. В одной из таких юрт живет старший в семье бурят, старик со старухою, иногда с какими-нибудь сиротами-сродственниками. В другой, рядом стоящей юрте живет сын этого старика с женою и с детьми. Если у старика есть еще женатые сыновья, то и они живут в особых юртах, но все в одной и той же общей загороди, по обе стороны юрты отца. У всего этого семейно-родового круга пашни, покосы, скот — все общее. Все члены загороди работают сообща. Иногда даже и обедают вместе. При всяком сборе гостей все соучаствуют, как одна семья.

Единственное богатство бурят составляет скотоводство. Стада, состоящие из коров, лошадей и овец, как летом, так и зимою, пасутся по степи. Только молодой скот во время сурового времени года остается в юртах вместе с хозяевами. Буряты почти не имеют свиней и домашней птицы, для которых необходимо было бы заготовлять зимние запасы.

Забайкальские буряты редко занимаются земледелием, но если и имеют небольшие доли, то орошают их искусственным образом, отчего они получают хорошие урожаи, между тем как русские часто жалуются на неурожаи вследствие засухи. Буряты же по эту сторону Байкала много занимаются земледелием, которому они научились у русских.
"Народы России"




Мужчины присматривают за пасущимся скотом, строят юрты и изготовляют хозяйственные принадлежности — стрелы, луки, седла и другие части конской сбруи. Они искусные кузнецы, сами отделывают металлы в маленьких ручных печах и довольно щеголевато убирают ими конскую сбрую. Женщины занимаются изготовлением войлоков, выделыванием кож, плетением веревок из конских волос, делают из жил нитки, кроят и шьют всевозможную одежду себе и мужьям своим, искусно вышивают узоры на одежде и обуви.

Положение женщин у бурят — самое печальное: в семье она чисто рабочее животное, поэтому редко встречаются между ними здоровые. Сморщенное лицо, костлявые руки, неловкая походка, тупое выражение глаз и грязными плетями свешивающиеся косы — вот ее обычный вид. Зато девушки пользуются особенной любовью, почетом, подарками и воспеваются в песнях.
"Народы России"








Жилища большей части бурят состоят из войлочных юрт. Они бывают от 15 до 25 футов в поперечнике и чаще всего имеют форму островерхую. Эти юрты делаются из жердей, воткнутых в землю, оконечности которых вверху сходятся. Жерди обтянуты внутри несколькими рядами войлока. Наверху находится отверстие для дыма, которое может быть закрыто крышкою. Вход в юрту, узкая деревянная дверь, всегда обращен к югу. Пол этого жилища составляет очищенная от травы земля. В середине юрты под дымовым отверстием находится очаг, обычно состоящий из четырехугольного деревянного ящика, выложенного внутри глиною. По стенам идет возвышение, на котором спят обитатели юрты и стоят различные хозяйственные принадлежности, сундуки и шкафы. Тут же всегда находится небольшой жертвенный столик, на который ставят изображение богов, жертвенные сосуды, благовонные свечи.
"Народы России"






Изначальная религия бурят шаманизм, верование в духов, называемых "онгонами", которые владычествуют над стихиями, горами, реками и покровительствуют человеку. Буряты-шаманисты верят, что шаманы достигают ведения тайн онгонов и могут предсказать судьбу каждого человека. В конце XVII в. забайкальские буряты приняли буддизм; часть бурят, живущая по эту сторону Байкала, осталась верна шаманизму.
"Народы России"






Кроме своих языческих праздников, буряты празднуют день св. чудотворца Николая с не меньшей торжественностью, потому что глубоко почитают этого угодника. Особенно чтут буряты св. Николая в дни памяти этого угодника 6 декабря и 9 мая.

После праздничного богослужения начинается гулянье, во время которого горелка льется рекою. Буряты чуть ли не с молоком матери всасывают страсть к водке и готовы пить ее во всякое время, а в такой день, как праздник св. Николая, они считают даже как бы грешным для себя не выпить лишней чашки араки. Буряты пьют не из рюмок, а из красных деревянных китайских чашек, похожих на блюдца. В такой чашке может вместиться от 3 до 5 наших рюмок. Чашка бурята осушается всегда залпом в два приема. Так как св. Николай чествуется как русскими, так и бурятами, празднество в честь этого святого бывает общее. Что касается до питья водки, то русский валится с четырех чашек, а бурят, истребивший водки вдвое более, — никогда, и как бы он ни был пьян, ему лиха-беда дотащиться до своей лошади, на которой он, бесстрашно качаясь из стороны в сторону, но не теряя равновесия, несется к своим юртам, где уже через несколько часов начинается пир на славу. Так отмечается праздник св. Николая бурятами-ламаистами.
"Народы России"




На этом наше знакомство с народами Южной Сибири заканчивается. Дальше на восток — Уссурийская тайга, Приморье, Сахалин, где обитало также много разнообразных и интересных народов. Но это — уже в следующей части.


К оглавлению этнографического обзора
Tags: история, обзор прессы, этнография
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments