zidanio (zidanio) wrote,
zidanio
zidanio

Старый Оскол. Школы и учителя. Часть 4 и последняя.

В 1969 году, с пятого класса, я стал ходить в школу № 5. Адаптация в новый коллектив прошла легко - вместе со мной перешли из 2-й школы еще 7 одноклассников, да и среди "старожилов" были знакомые по Стрелецкой слободе.

Классным руководителем у нас была Галина Романовна Шапорова, учительница математики. Как классный руководитель она была достаточно лояльна, но как учитель - весьма строга и требовательна. На ее уроках была полная, абсолютная тишина. А уж что было на контрольных, можете себе представить. Галина Романовна, несмотря на крупную комплекцию, умела передвигаться по классу совершенно бесшумно. Однажды во время контрольной - все сидят, уткнувшись в тетради, слышно только, как ручки шуршат по бумаге - Галина Романовна по своему обыкновению прохаживалась вдоль рядов, на предмет выявления отклонений от порядка. И надо же было такому случиться, что проходя именно мимо меня, она заметила какой-то непорядок - то ли кто-то оглянулся назад, то ли попытался сказать что-то соседу - и тут Галина Романовна со всего маху грохнула указкой аккурат по моей парте, да еще и крикнула что-то грозное - о боже! Сказать, что я испугался - это ничего не сказать. Она, правда, похлопала меня по плечу и сказала что-то типа "ой, Саш, извини..." - но остаток урока я пребывал в полупришибленном состоянии, правда, контрольную все же доделал.

Галина Романовна сразу завела правильные порядки во вверенном классе, остудив пыл некоторых девочек-активисток. Она объяснила, что мы уже взрослые, и мелкие свои проблемы типа "он меня толкнул" или "мой портфель пнули ногой" должны решать сами. Кроме того, не надо докладывать кто и у кого списывает - я, мол, сама знаю, кто списывает, а кто нет, и другие учителя тоже прекрасно это знают. Так что ябедничество было пресечено на корню.

В пятой школе занятия у нас были во 2-ю смену и начинались в 13.30. Это показалось мне огромным облегчением, потому что самым тяжелым для меня был ранний подъем. Я успевал выспаться, перед школой делал домашние задания, а вечер всегда был свободен. Вообще, в те времена все старооскольские школы работали в двухсменном режиме. Даже в 11-й школе, где в основном все учились в 1-ю смену, какие-то из средних классов ходили во 2-ю.

С пятого класса началось изучение иностранного языка. Сначала я собирался учить немецкий - мои родители более-менее его знали, дядя Федя, который обеспечил меня учебниками для 5 класса - тот и сам его преподавал, так что как-то и сомнений не возникло, какой язык изучать. Но потом соседские ребята из 5-й школы настоятельно предостерегли, мол, если не хочешь проблем, то выбирай английский или французский. И много чего порассказали, так что я вынужден был просить дядю Федю заменить мне учебник немецкого на учебник английского.

В те времена еще не придумали кабинетную систему; отдельные кабинеты были только для физики и химии. За нами был закреплен свой класс - в самом торце коридора на 1-м этаже, и учителя приходили к нам, а не наоборот. А на уроках иностранного языка "немецкая" группа оставалась в классе, а "английская" шла в соседний физкабинет. После урока английского мы, как правило, не могли войти в свой класс, чтобы положить учебники и тетради - там продолжался урок немецкого. Непосвященному человеку могло показаться, что там идет урок биологии, на котором эмоциональная учительница рассказывет о каких-нибудь клещах или блохах, потому что из класса периодически доносились громкие возгласы: "Паразиты! Кровососы!" Заканчивалась перемена, звучал звонок на следующий урок, приходила уже следующая учительница, но все в смятении топтались перед закрытой дверью класса, не смея не то что войти туда, но даже заглянуть. Потом все же дверь распахивалась, и стремительной походкой, с глазами, горящими гневом, оттуда выбегала учительница немецкого, маленького-маленького роста, меньше многих из нас, и только тогда мы вместе с учителем могли присоединиться к притихшим одноклассникам.

Многократно хвалил я себя, за то что прислушался к "старшим товарищам" и решил-таки изучать английский язык. Преподавала его милейшая Раиса Алексеевна Монакова, в шестом классе - вместе со студенткой-практиканткой Рябчиковой Валентиной Васильевной. Недавно я нашел сайт старооскольской школы № 5 и узнал, что Валентина Васильевна и сейчас там работает...

В силу ряда обстоятельств я достаточно хорошо знаком с современной школьной программой и не нахожу коренных отличий от программы тогдашней, по крайней мере, в средних классах. Разве что сейчас здорово урезали программу по ботанике и зоологии - в мои времена это были два толстенных учебника, где все произрастающее, ползающее, летающее, мычащее и блеющее рассматривалось детальнейшим образом, что доставляло немало головной боли. И, конечно, изменилась программа по литературе. Помнится, каждый учебный год начинался с заучивания наизусть отрывка из статьи Ленина: "Мы ясно видим три периода..." Это где про декабристов, которые разбудили Герцена. И вся русская литература рассматривалась через призму "освободительной борьбы".

Вот как раз биологию и литературу я недолюбливал. Зато очень любил географию, не в последнюю очередь из-за учителей. В 5 и 7 классах у нас была Александра Георгиевна Гладкова - добрейшая женщина и замечательная рассказчица, а в 6 классе географию вела Зинаида Михайловна Колотилова. В старших классах, уже в 11-й школе она преподавала у нас историю. Уроки ее - и географии, и истории - были чрезвычайно интересными. Она всегда приносила на урок кучу газетных вырезок, каких-то дополнительных материалов по теме. Например, в 10 классе она зачитывала нам выдержки из доклада Хрущева на XX съезде, что по тем временам было достаточно смело. Зинаида Михайловна обладала характерным волжским, "окающим" говором. Она очень забавно переиначивала на свой лад пословицы: "вот пОгОнишься за двумя-тО зайцами, ОбОих-тО и упустишь!" или "с кем пОведешься - От тОгО и наберешься всяких дурных привычек!" Если меня спросят, кто был моим любимым учителем, я отвечу, что, конечно, таких в разное время было несколько, но первой в списке будет, без сомнения, Зинаида Михайловна.

А вот с учителями пения нам в 5-й школе как-то не везло. Один из них умер, другого посадили за то, что на почве ревности он чуть не зарубил топором жену. Потом к нам пришел учитель по фамилии Шелест, имени его уже не помню. С ним-то все было в порядке - дядька был прикольный и веселый. Уроки проходили в актовом зале, сразу для нескольких классов и в виде концерта по заявкам: ученики заказывали песню, а он играл на баяне и пел. Но потом про него в местной газете "Путь октября" появилась разгромная статья. Мол, тов. Шелест набрал в разных учебных заведениях столько преподавательских часов, что если их сложить вместе, то в день получится больше 24-х. А сам в это время играет на свадьбах, представая перед учениками в неподобающем для советского учителя виде. Короче, после этой статьи Шелеста из школы уволили. Пришла какая-то тетенька, которая заставляла учить наизусть и петь хором какие-то гнусные песни, типа "Партия - наш рулевой" или "Берем с коммунистов пример". Похоже, именно тогда я впервые вступил в эстетические разногласия с советским строем.

Отдельных слов заслуживает учитель труда, который по совместительству был еще и завхозом школы. Мастерская располагалась в подвале, там же была комнатка с лежанкой, где он, похоже, и жил. Пил наш трудовик беспробудно - трезвым его никто никогда не видел. Но почему-то директор его терпел. Частенько, придя на урок, мы, в отличие от декабристов, растолкавших-таки Герцена, так и не могли разбудить нашего учителя. А сам урок труда, как правило, заключался в уборке его подвала с обязательным выносом бутылок на ближайшую помойку. Потом трудовик проводил лекцию, о том, как надо работать рубанком, чтобы не пораниться, обильно сдобренную народными выражениями, и всех отпускал.

Рассказывать о школе, учителях, эпизодах школьной жизни можно бесконечно. Я и так свое повествование растянул на целых четыре поста, и пора эту тему заканчивать. О наиболее ярких личностях я вроде бы вспомнил, но может быть, про кого-то и забыл - все же достаточно много лет прошло.



К оглавлению по Старому Осколу
Tags: Старый Оскол, воспоминания, история
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment