zidanio (zidanio) wrote,
zidanio
zidanio

Categories:

Ретро-катастрофы (2)


Часть 2. Железнодорожные аварии в Российской Империи. Окончание (1902 — 1914)


В первой части цикла «Ретро-катастрофы» рассказывалось о железнодорожных крушениях в России с 1838 по 1901 год.

К концу XIX века длина сети железных дорог России составила 53,2 тыс. км, а в начале 1900-х годов было построено еще 22,6 тыс. км. Соответственно, увеличилась интенсивность движения поездов, и выросло число железнодорожных происшествий. Первая в 1902 году крупная катастрофа произошла неподалеку от станции Преображенская (ныне Толмачево) на Петербургско-Варшавской дороге.

Вот так выглядела в те годы станция Преображенская.

Фотография начала ХХ века. Взята в журнале humus


Катастрофа на Петербургско-Варшавской железной дороге 16 июня 1902 г.


16-го июня в 4 часа дня по линии Петербургско-Варшавской железной дороги, на 106 версте, около ст. Преображенской потерпел крушение пассажирский поезд, в составе двух паровозов, товарного и 9 классных вагонов. Первый паровоз лег на бок, загромождая оба пути, второй — также упал. Семь вагонов сошли с рельс, тележки некоторых из них разрушены, но кузова остались целы. Путь оказался поврежденным на 60 сажен.

Крушение не обошлось без человеческих жертв. Убиты поездной кочегар Лаевский и пассажир Данненберг, бухгалтер стеклянного завода. Ранены двое, из них один тяжело.

По словам одного из очевидцев катастрофы, крушение могло повлечь гибель гораздо большего числа жертв, если бы оно произошло на насыпи, а не в выемке, в бока которой первый паровоз и уперся, сойдя с рельс. Пассажиры узнали о катастрофе по сильному толчку, сбросившему многих с мест, и страшному треску. Поднялся переполох, все кинулись к дверям, но в большинстве вагонов выходов не оказалось; через двери могли выйти лишь пассажиры задних вагонов, остальные же выбирались через окна. От силы удара вагонов друг о друга поломались площадки, и все, бывшие на них в момент катастрофы, сильно пострадали.

Первым заметили труп кочегара Павла Лаевского, сброшенного на полотно; у несчастного была раздроблена грудь и голова. Затем, следуя по направлению раздававшихся стонов, увидели болтающиеся между колес чьи-то ноги. Это защемило сплюснувшимися вагонами стоявшего на площадке крестьянина Ефимова. Другой, г. Данненберг, как стоял на площадке вагона, так и остался: его почти сплющило. Его тело, так же как и раненого Ефимова удалось извлечь не сразу. Вспомогательный поезд с медицинским персоналом и рабочими явился через полчаса, и освободить несчастных из-под обломков вагонов стоило большого труда. Только после трехчасовых усилий удалось высвободить Ефимова. Все костн на ногах оказались у него раздробленными. Несмотря на это, он был в полном сознании, но вскоре скончался.

Причины катастрофы еще не выяснены. Расследованием этого вопроса специально заняты судебные власти и специалисты-инженеры.

«Нива», №26, 1902.


«Нива», №26, 1902


Крушение на Петербургско-Варшавской железной дороге 7 октября 1902 г.

Крушение произошло на перегоне Турмонт – Дукшты, недалеко от города Двинск (ныне Даугавпилс, Литва).


Когда 7 октября 1902 года недалеко от города произошло крушение поезда, многие двинчане прокатились тогда посмотреть на место происшествия, где еще целы были свежие следы катастрофы. Тем более, накануне было несколько подобных катастроф на той же Петербургско-Варшавской дороге. Причина крушения — порча железнодорожного полотна. Обломками вагона был убит багажный кондуктор, пассажиры не пострадали, кроме одного двинского обывателя. Когда поезд остановился и даже дамы благополучно выходили из дверей вагонов, мужчина выпрыгнул из окна вагона, сломав при этом ногу. Причина крушения обычная — потрошение пути. Злоумышленники не пойманы, а судом наказаны путевой сторож и дорожный мастер.

«Двинский листок», октябрь 1902.


«Новое время», 16 октября 1902


А завершился 1902 год крушением на Харьковско-Балашовской железной дороге, между станциями Мохнач и Чугуев. Что там произошло в деталях, из-за чего, сколько было пострадавших – никакой информации отыскать не удалось. Есть только фотография с места происшествия.


«Новое время», 23 января 1903


Первым железнодорожным происшествием в 1903 году можно считать падение пустых вагонов в море на таможне в г. Ревеле (ныне — Таллин).


«Новое время», 19 февраля 1903


Катастрофа на Московско-Киево-Воронежской железной дороге 4 апреля 1903 г.


Почти накануне Светлого праздника произошла страшная железнодорожная катастрофа с человеческими жертвами. 4-го апреля в 8.20 утра, на 197-й версте от Москвы, на линии Московско-Киево-Воронежской ж. д., между ст. Бабынино и Воротынск произошло крушение поезда, шедшего из Киева. Поезд состоял из 10 вагонов и шел двойною тягою. В девятом часу утра пассажиры, из которых многие еще спали, почувствовали сильные толчки; вещи посыпались с полок, затем послышался треск и крики.

Пассажиры задних вагонов бросились вперед и увидели, что первый паровоз оторвался и ушел саженей на 15 вперед, рельсы разъехались, а второй паровоз колесами по оси ушел в песок насыпи. Сошел с рельсов багажный вагон, разбитый в щепы и вынесенный влево от рельсов, так что следовавший за багажным вагоном вагон 3-го класса оказался рядом с паровозом и был наклонен вправо, с разбитой передней площадкой. Следовавшие за ним вагоны также накренились на бок. Один вагон 1-го класса въехал в следовавший впереди вагон, 1-го же класса, и разбил площадку и уборную в щепы. Стены умывальника, в котором был один человек, сдвинуло вместе со стороны коридора, но, к счастью, осталось небольшое пространство, и благодаря этому каким-то чудом спасся находившийся там пассажир.

Ударом повредило прилежащую к умывальнику стену купе, в котором находился начальник поезда Варенников, получивший довольно сильные ушибы, последствия которых в силу нервного по-трясения он почувствовал лишь через несколько часов. Г-н Варенников выскочил из купе через разбитое окно и быстро организовал помощь, поставил походный телефон, посредством которого было сообщено на ближайшую станцию о крушении, и была вызвана помощь.

«Нива», №16, 1903.


«Нива», №16, 1903


В разбитом багажном вагоне среди груды обломков и багажа оказались живыми индюк и собака; другая собака, привязанная на одной цепочке, погибла. Находившиеся в разбитом в щепы вагоне 1-го класса пять пассажиров, из коих один тяжело, но не опасно ранен, спаслись прямо-таки каким-то чудом. Один пассажир от толчка был выброшен на крышу, спустившись с которой в остатки вагона, он начал быстро спасать находившихся там дам и раненого пассажира.

Некоторые пассажиры сами вылезли через разбитые окна, а другие с помощью пришедших на помощь пассажиров задних вагонов. В одном месте появилась обнаженная женская рука с обручальным кольцом на пальце, в другом — тело мальчика с отрезанными головой и ногами. Некоторых раненых вытащили из обломков окровавленными. Первоначальную помощь организовали бывший случайно в поезде фельдшер, вспомогательный же поезд с медицинским персоналом пришел из Калуги. Раненые отправлены были на ст. Воротынск и в Калугу. Машинисты и кочвгары паровозов вовремя соскочили и остались живы и невредимы.

По официальному сообщению от управления железных дорог, при крушении пострадали: убит один пассажир, крестьянин Кураков, тяжело ранены двое; получили легкие ушибы, царапины и ссадины 26 человек.

«Нива», №16, 1903.

Интересно, к какой категории пострадавших были отнесены мальчик с отрезанными головой и ногами и дама, лишившаяся обнаженной руки с обручальным кольцом на пальце.


«Нива», №16, 1903


Еще одно происшествие 1903 года, по которому не удалось добыть никакой информации — это крушение пассажирского поезда у станции Фастов Юго-западной железной дороги, имевшее место, вероятно, летом. Зато есть пара фотографий, из которых следует, что случилось там нечто серьезное.



«Новое время», 23 августа 1903


Злоумышленное крушение почтового поезда под Владикавказом 4 июня 1904 г.


Разбои на Кавказе продолжаются. Ингуши в своей дерзости дошли до того, что напали на почтовый поезд почти под самым Владикавказом. 4-го июня шайка в 30-40 ингушей произвела, с целью ограбления, крушение почтового поезда на 11-й версте от Владикавказа, около разъезда Колонка. Когда паровоз с 4 вагонами сошел с рельс и потерпел значительные повреждения, злоумышленники кинулись к почтовому вагону, в котором находилось, как им, вероятно, ранее было известно, свыше миллиона рублей. Нападение было совершено в 11-м часу вечера.

Два милиционера, находившиеся на площадках почтового вагона, завязали перестрелку с грабителями. Один из нападавших был убит, другой ранен. Один из кондукторов немедленно вызвал по поездному телефону помощь с находившегося в двух верстах разъезда Колонка. Начальник разъезда приказал дать тревогу в ближайшую немецкую колонию Михайловскую, откуда явилось, со старшиною Шульцем во главе, 70 человек, вооруженных ружьями. Они первые оказали существенную помощь. Начальник области выразил немцам-колонистам свою благодарность за их существенную и скорую помощь потерпевшему поезду.
«Нива», №29, 1904.


«Нива», №29, 1904


3 октября 1906 года на станции Москва-Сокольники столкнулись два товарных поезда. Эта станция была первой после Казанского вокзала на Московско-Казанской дороге. Сейчас примерно на ее месте расположены грузовые станции «Москва-Товарная-Рязанская (Москва-Товарная-1)» и «Москва-II-Митьково».


«Нива», №42, 1906


30 декабря 1906 года случилось крушение пассажирского поезда на Московско-Брянской дороге. Иных сведений об этом событии, кроме картинки в «Огоньке», снабженной скупым комментарием, обнаружить не получилось.


«Огонек», №3, 1907



11 мая 1907 года произошло крушение почтового поезда на станции Молодечно (75 км от Минска). Информация об этой катастрофе есть в подписях к фотографиям; более подробная информация отсутствует.




«Новое время», 23 мая 1907


30 сентября 1910 года произошла уникальная в своем роде авария. В Саратове товарный поезд столкнулся с трамваем, о чем сообщил журнал «Огонек».


«Огонек», №42, 1910


В апреле 1911 года произошло крушение товарно-пассажирского поезда на станции Наукшен (ныне Наукшени, Латвия). Обошлось без жертв.


На днях на Перново-Ревельском подъездном пути, в полуверсте от полустанка Наукшен, произошло крушение товарно-пассажирского поезда, результаты которого воспроизведены на снимке нашего корреспондента. Сильно повреждены и разбиты восемь товарных вагонов. Пассажирские вагоны, к счастью, пострадали менее чувствительно. Пассажиры отделались сравнительно легкими ушибами и повреждениями.

По словам нашего корреспондента, на этой злополучной линии «поезда отходят и приходят с опозданиями, вагоны тесны и грязны и зачастую так переполнены, что негде стоять даже в проходах. Пассажирам, под праздники и во время поездок новобранцев, приходится ютиться на площадках и даже на ступеньках вагонов». На том же полустанке Наукшен недавно был обнаружен в товарно-пассажирском поезде вагон, шедший соскочившим с рельс. Служащие заметили это, лишь подъехав к станции, когда сломали стрелку. С рельс сошли еще некоторые вагоны; от одного из них откатилось в сторону колесо. Сошедший с рельс вагон протащило по шпалам более семи верст...
«Огонек», №17, 1911.


Авария в Наукшене, «Огонек», №17, 1911


25 мая 1911 года произошла авария у станции Лунинец (ныне в Брестской области Белоруссии). Человеческих жертв не было, хотя были травмированные.


«Огонек», №23, 1911


Катастрофа 2 июня 1911 г. под Таганрогом


В ночь с 1-го на 2-е июня почтово-пассажирский поезд, шедший из Ростова-на-Дону, не доходя четырех верст до Таганрога, сошел с рельс. Паровоз и почтовый вагон остались на полотне, а следовавшие за ними шесть пассажирских и один багажный вагон свалились под откос. Жертвами катастрофы стали 53 человека: одна убитая пассажирка, восемь тяжело раненых и 44 человека, получивших более или менее тяжкие повреждения.

По официальной версии, причиной этой страшной катастрофы явилось «покушение злоумышленников, развинтивших в двух местах соединения рельс». По мнению же компетентных лиц, разделяемому многими в Таганроге, паровоз раскачал болты в гнилых шпалах, которые при прохождении остальных вагонов выскочили совсем. Один из присутствовавших на месте катастрофы извлек из-под обломков кусок шпалы и ударом о рельсу разбил ее на две части. В середине оказалась труха. Которая из двух версий ближе к истине, вероятно, вскоре выяснит энергичное следствие, которое производится под руководством и наблюдением начальника Екатерининской жел. дор. Вонифантьева.
«Огонек», №25, 1911.


«Огонек», №25, 1911


Падение паровоза в Неву 15 июля 1911 года на Ириновской железной дороге

Ириновская дорога — это узкоколейка, проходившая в окрестностях Петербурга. Дорога шла от Охтинского вокзала до станции Ириновка, а затем была продлена до станции Борисова Грива. Узкоколейка пользовалась большой популярностью: из-за небольшой скорости состава допускался сход и посадка не только на станциях, но и практически в любом месте. Вот так выглядел Охтинский вокзал, где, похоже, и случилось описываемое происшествие.


Фотография начала ХХ века


15-го июля па СПб. станции Ириновской ж.д. произошла катастрофа, которая лишь по счастливой случайности обошлась без массовых человеческих жертв. Около 4-х часов дня поезд, состоявший из 8 вагонов, битком набитых пассажирами, пролетел мимо станции, уничтожил два деревянных упора, стоявших на его пути, и вырвался на набережную Невы. Паровоз на всем ходу упал в воду, перевернулся на бок и зарылся в песок. По счастью, паровоз при падении оборвал буфера и скрепления, соединявшие его с первым пассажирским вагоном. Только благодаря этому набитые битком пассажирами вагоны не упали в воду.

Машинист и его помощник успели на всем ходу выскочить на верхнюю площадку. Первому из них удалось удержаться наверху, а помощник машиниста слетел в воду и стал тонуть. Благодаря своевременной помощи, оказанной тонувшему начальником дистанции речной полиции Ставровским, отправившим шлюпку с двумя городовыми, помощник машиниста был спасен.

Затонувший паровоз, помятый и исковерканный, извлекли из воды лишь вечером. Катастрофа, по-видимому, произошла от чрезмерного переполнения вагонов и неисправности тормозов.
«Огонек», №30, 1911.


«Огонек», №30, 1911


23 октября 1911 года неподалеку от Двинска (Даугавпилс — там уже было крушение в 1902 г.) столкнулся с паровозом пассажирский поезд, шедший из Питера.


«Огонек», №44, 1911


В марте 1912 года на станции Рудники (территория Царства Польского) случилась очередная авария. Убитых не было, раненые — были.


Еще одна новая железнодорожная катастрофа с пострадавшими характеризует порядки, царящие на наших железных дорогах. За несколько дней до катастрофы на ст. Рудники были уволены в целях экономии шесть человек с низших должностей, и работа их распределена между оставшимся персоналом служащих. В результате — крушение. Кто виноват — покажет следствие. Пока — полмиллиона убытка, задержание поездов и отправленные в больницу с тяжелыми ушибами восемь человек из поездной прислуги.
«Огонек», №14, 1912.


«Огонек», №14, 1912


В конце мая или начале июня 1912 года произошел сход с рельс товарного состава на Пермской дороге. Люди не пострадали.


«Огонек», №24, 1912


Столкновение поездов на Юго-западной железной дороге 23 июня 1912 г.


Рано утром 23-го июня на поезд, маневрировавший около ст. Бородянка Юго-западных ж. д. налетел шедший из Киева товарный поезд. Машинист маневрировавшего поезда понимал, что катастрофа неизбежна, но не мог дать заднего хода, так как путь назад шел на подъем, и его паровоз не мог бы справиться с огромным количеством тяжело груженых вагонов. Шедший навстречу поезд, в свою очередь, не мог остановиться: из-за закругления пути машинист слишком поздно заметил опасность.

В результате столкновения вагоны с разным товаром образовали общую груду разбитых бочек, ящиков, поломанных досок, колес и осей.

Как рассказывал нашему корреспонденту помощник машиниста киевского поезда Ф. Василин, машинисты обоих поездов видели неизбежность столкновения и, дав тревожные свистки, успели с помощниками соскочить с паровозов. Но кондуктора не все слышали свистки, и на киевском поезде оказался смертельно раненым обер-кондуктор, умерший в больнице, тяжело ранен смазчик и легко — кондуктор.
«Огонек», №28, 1912.


«Огонек», №28, 1912


В июле 1912 года произошло крушение поезда недалеко от Новгорода. Из людей никто не погиб, зато это происшествие оказалось фатальным для коровы, собственно, и явившейся его виновницей. Вообще, надо отметить, что в начале XX века хоть и стало больше железнодорожных аварий, они, в сравнении с веком XIX, как-то измельчали, утратив былую эпичность. То среди выживших фигурировали индюк и собака, то единственной жертвой оказывалась корова...


«Огонек», №31, 1912


В августе 1912 г. под Владикавказом случилась уже более серьезная катастрофа. Причиной послужил, как сейчас говорят, «человеческий фактор».


«Огонек», №34, 1912


В феврале 1913 года случилось крушение на станции Гродно. Один поезд влетел в хвост другого — и опять из-за человеческого фактора. В числе спасшихся — лошадь...


Пять поездов стояло уже на путях станции Гродна в то роковое утро. Намучившийся в работе по составлению и распределению вагонов, дежурный помощник начальника станции второпях дал на ближайший пост сигнал: «путь свободен» и распорядился принять подходящий товарный поезд вместо свободного седьмого пути на занятый пятый. Закругление перед стрелкой скрывало от машиниста подходящего поезда картину расположения поездов, стоящих на станции. Доверчиво влетел паровоз на данный ему путь...

Всего за 60 шагов до места катастрофы машинист заметил ошибку. Поздно! Локомотив врезался в хвост товарно-пассажирского поезда. От удара два задних вагона положительно взлетели на воздух и накрыли весь котел локомотива. Счастье, что никто не пострадал. В одном из разбитых вагонов чуть ли не чудом уцелели лошадь с проводником.

Автоматический контроль приема и пропуска поездов па станциях — вещь категорически необходимая...
«Огонек», №8, 1913.


Паровоз товарного поезда под двумя разбитыми вагонами товарно-пассажирского
«Огонек», №8, 1913


В феврале — марте 1913 года произошло две примерно идентичные катастрофы: под Плавском Курской железной дороги и под Серноводском Владикавказской железной дороги. От идущего впереди поезда оторвались вагоны, покатились под горку и врезались в поезд, шедший позади. В первом случае это были 49 вагонов, груженых различным товаром, а во втором — пара десятков вагонов, но зато с керосином. В каждой из катастроф погибло по 2 человека из поездной бригады.


«Огонек», №10, 1913


В апреле 1913 года на Забайкальской железной дороге, близ станции Слюдянка, наделал шороху всего один разогнавшийся под уклон вагон.


Чехов в рассказе «Страх» передает впечатление ужаса, которое производит в безлюдном месте вид оторвавшегося от поезда и одиноко мчащегося с бешеной быстротою вагона. Такие «летучие голландцы» — страшная вещь на железной дороге для встречного поезда. Со ст. Слюдянка ветром угнало вагон-теплушку. Разогнавшись под уклон, вагон этот в темную ночь налетел на паровоз встречного почтового поезда и буквально «проскочил» сквозь него, в виде груды обломков. Багажный вагон, стиснутый между сошедшим с рельс паровозом и классными вагонами, принял на себя всю силу столкновения и спас пассажиров. Помощнику машиниста пришлось ампутировать руку, поврежденную при катастрофе.
«Огонек», №16, 1913.


«Огонек», №16, 1913


В мае того же года, на той же Забайкальской дороге, произошло, пожалуй, самое живописное крушение поезда из всех упомянутых в этой части обзора.


Виною этого удивительного крушения был один из страшных весенних ураганов, обычных по всей Сибири. Свирепый порыв ветра на днях унес целую крышу, в 6 кв.саж. с деревянной постройки и бросил ее поперек полотна железной дороги близ каменного виадука на перегоне Шарышалгай — Хабартуй. Для европейца такая сила ветра — редкость, в Азии же это — обычное явление. Еще более редкостным является то положение, которое занял после крушения паровоз поезда, наскочившего на крышу. Сойдя с рельс, паровоз, выйдя на закругление пути на виадуке, по инерции направился по касательной, упал с высоты свыше 6 саженей и... стал, так сказать, на голову у подножия одного из устоев!

Но еще, пожалуй. удивительнее, что крушение обошлось без жертв, хотя дело было темною ночью. Машинист успел вытолкнуть кочегара и помощника и соскочить вслед за ними. Поезд же, битком набитый рабочими, был остановлен тремя передовыми тяжелыми «углярками» — вагонами с углем.
«Огонек», №24, 1913.


«Огонек», №24, 1913


А вот последствия урагана 30 июня 1913 года оказались куда как более тяжелыми для поезда и его пассажиров в районе станции Сватово под Луганском.


Вчера, вблизи станции Сватово, Екатерининской железной дороги, случилась необычайная железнодорожная катастрофа, повлекшая за собою около 100 жертв. В 12 час. 50 мин. дня на поезд, мчавшийся по направлению к Сватову, налетел ураган. Поезд понесло, как пылинку и сбросило с пути. Вагоны четвертого класса, непрочной конструкции, разбились. Всего разбито 13 вагонов. Из них 8 пассажирских, переполненных простым людом. Извлечено из-под обломков 40 раненых. 60 заявили об ушибах. Пять человек скончались. Состояние 15 тяжелое.
«Одесский листок», 1 июля 1913.



«Новое время», 20 июля 1913


И снова, в который уже раз — Двинск, он же Даугавпилс. В ночь с 22 на 23 сентября 1913 года именно там произошла очередная железнодорожная катастрофа. Скорый поезд, следовавший проездом из Киева столкнулся с маневрировавшим паровозом. В результате были полностью разбиты два вагона – один почтово-багажный и вагон III класса. 14 пассажиров погибло, 25 человек получили увечья разной степени тяжести.


«Нива», №41, 1913


Казенные инженеры не хотят слишком углубляться в вопрос и доискиваться причины причин, готовы вполне успокоится на виновности машиниста и проводника. Однако оказывается, что большая работа станции и ее оборудование делали вполне возможным роковую случайность. Двинск ночью пропускает более двадцати пар скорых поездов, и, несмотря на это, до сих пор там не введены ни внутренне замыкание, ни централизация стрелок, автоматически предупреждающие возможность столкновений.
«Двинский листок», 28 сентября 1913.


«Нива», №41, 1913


13 октября 1913 года произошло крушение на Владикавказской дороге, в районе станции Кущевка.


Серия катастроф на русских железных дорогах за последнее время так обильна, что уже не хватает красок для их описания. На перегоне Кущевка — Степная в ночное время паровоз, багажный и 3 второклассных вагона скорого поезда свалились с насыпи и загорелись. Раздавлен и обожжен дотла багажный накладчик Кареев. Хочется отмахнуться от назойливого кошмара железнодорожных ужасов, хочется махнуть рукою на вечную легенду о злоумышленниках...

«Огонек», №44, 1913.


«Огонек», №44, 1913


И в заключение — об аварии, случившейся в мае 1914 года недалеко от Ревеля (Таллин). Виноват был стрелочник...


«Новое время», 31 мая 1914

А вскоре грянули известные события, в сравнении с которыми все аварии, крушения и катастрофы, о которых здесь рассказано, кажутся не более чем обыденными неприятностями. Но это — уже совсем другая история.


Есть кросс-пост вru_railway

К оглавлению «Ретро-катастроф»
Tags: история, ретро-катастрофы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments