zidanio (zidanio) wrote,
zidanio
zidanio

Categories:

Ретро-катастрофы (3)


Часть 3. Железнодорожные аварии в зарубежных странах. 1842 — 1910

Понятно, что всех инцидентов, случившихся в указанный период на железных дорогах за рубежами Российской империи, нам не охватить. Я постарался собрать в этом обзоре наиболее масштабные и интересные происшествия, сведения о которых снабжены иллюстрациями.

Первой в мире железнодорожной катастрофой в ряде источников считается взрыв парового котла во время публичных испытаний паровоза «Механический путешественник» в июле 1815 года в графстве Дарем (Англия). При взрыве погибли, по разным сведениям, от 13 до 16 человек, было много раненых. Но часто этот инцидент не признается первой железнодорожной катастрофой, так как он произошел не на магистрали, а при демонстрационных испытаниях. 1 июля 1828 года, на первой в мире паровой железной дороге Стоктон — Дарлингтон, на станции Эйклифф Лэйн взорвался паровой котел у паровоза «Locomotion № 1», в результате чего погиб машинист. Первый сход вагона с рельсов с человеческими жертвами был зафиксирован на «Гранитной» дороге между Квинси и Милтоном, штат Массачусетс, 25 июля 1832 года. Вагон с четырьмя туристами оторвался и свалился под откос. Один турист, кубинец, погиб, трое тяжело ранены.

Первым значительным крушением на железной дороге, повлекшим большое количество жертв, была катастрофа, случившаяся 8 мая 1842 года на окраине Мёдона, между Версалем и Парижем, известная под названием «Версальская железнодорожная катастрофа». Переполненный людьми поезд шёл из Версаля в Париж после празднования в честь короля Луи-Филиппа I. Из-за излома оси паровоз сошел с рельсов, при этом задний локомотив-толкач продолжал давить на вагоны. Они сбились в кучу и загорелись. Пассажиры были заперты в вагонах — такова была тогдашняя практика, кстати, отмененная после этой катастрофы. В результате погибло не менее 55 человек, более 40 ранено, многие — тяжело. Среди погибших был известный французский путешественник и исследователь, адмирал Жюль Дюмон д'Юрвиль с семьей...


Версальская катастрофа в изображении французского художника XIX века А. Прево


В мае 1847 года на линии Честер – Холихед (Западная Англия — Уэльс) произошла крупная катастрофа. 24 мая обрушилась одна из секций моста через реку Ди, что привело к крушению пригородного пассажирского поезда. В результате которого погибли три пассажира, кондуктор и кочегар, девять получили тяжелые травмы. Причиной крушения были ошибки в расчетах, допущенные при проектировании моста. В Британии много других железнодорожных мостов были построены по аналогичным проектам, и из-за этой катастрофы их пришлось демонтировать.


Катастрофа при обрушении моста через Ди. «London News», 1847


6 мая 1853 года в Норуоке, штат Коннектикут, произошла крупнейшая на тот момент железнодорожная катастрофа в США. Поезд, в котором было два багажных и пять пассажирских вагонов, следовал по маршруту из Нью-Йорка в Нью-Хейвен. Недалеко от города Norwalk есть разводной мост через одноименную реку, а перед мостом — достаточно крутой поворот, так что машинист не имел возможности издалека увидеть, разведен мост, или нет. Для подачи сигнала о разводе моста запускался красный шар, который было видно издалека. Но машинист забыл проверить сигнал и заметил, что мост разведен, только когда до него оставалось чуть более 100 метров. Попытки затормозить состав оказались тщетны. Паровоз пролетел 60-футовый промежуток разведенного моста, ударился о стойку моста, упал в воду и затонул. Машинист с кочегаром успели выскочить. Два багажных вагона отправились вслед за локомотивом. Первый из пассажирских вагонов развернуло, а второй въехал прямо в него. Большинство погибших ехали именно в этих вагонах. Всего было убито 48 человек, 30 — ранено, еще 8 пропали без вести, видимо, утонули. После этого инцидента всем поездам было строго предписано делать техническую остановку перед разводными мостами.


Катастрофа на Норуокском мосту. Иллюстрация 1853 г.


Ранним утром 17 июля 1856 г. в штате Пенсильвания, США, между станциями Кэмп-Хилл и Форт Вашингтон два пассажирских поезда столкнулись лоб в лоб на однопутном участке железной дороги. Трагедия, известная в истории железнодорожного транспорта как «Великая железнодорожная авария 1856 года», унесла жизни до 67 человек, более 100 серьезно пострадало. Это была самая смертоносная авария на железной дороге на тот момент в мире. Оба поезда отставали от расписания, и машинист каждого из поездов надеялся «проскочить» однопутный участок. Лобовое столкновение повлекло взрыв котлов; деревянные вагоны загорелись. Погибло и пострадало много детей, ехавших на пикник, организованный католической школой города Филадельфия.

Шок от аварии в Пенсильвании был в американском обществе столь велик, что в редакционной статье газеты "Нью-Йорк Таймс" предлагалось ликвидировать все однопутные железные дороги Америки. На подобные меры, конечно, никто не пошел, но железнодорожные компании стали повсеместно внедрять телеграф вдоль всех линий, а инженеры озаботились различными вариантами аварийной путевой сигнализации.

Жительница поселка Виссахикон (Wissahickon), в двух милях от которого произошла катастрофа, Мэри Амблер, первая пришла на помощь пострадавшим, догадавшись принести перевязочные средства. Впоследствии городок Виссахикон переименовали в ее честь: Амблер, так он и называется по сей день.


Катастрофа в Пенсильвании. Иллюстрация 1856 г.


11 июля 1861 года в Англии, на перегоне между Лик-Вуттон и Хилл Вуттон (графство Уорвикшир) провалился мост под грузовым поездом, курсировавшим между Лимингтон-Спа и Кенилуортом. Незадолго перед этим тот же самый поезд, полностью загруженный углем, прошел по тому же самому мосту — и ничего. А тут — шёл порожняком, и на тебе! Погибли машинист и кочегар — собственно, все, кто находился в поезде. Это происшествие, может быть, не считается особо выдающимся в ряду подобных, но зато есть фотография, сделанная непосредственно после катастрофы.


Катастрофа на Вуттонском мосту. Фотография 1861 г.


А вот катастрофа на мосту Белойл недалеко от городка Сент-Хилари (ныне пригород Монреаля), случившаяся 29 июня 1864 года, и по сей день считается самой крупной железнодорожной катастрофой в истории Канады. Поезд, в котором было около 400 пассажиров, в основном, немецких и польских иммигрантов, направлялся из Квебек-Сити в Монреаль. Подъезжая к разводному мосту через реку Ришелье, машинист не заметил красного светового сигнала и, не снижая скорости, состав выскочил на разведенный мост, под которым как раз проплывала баржа. Паровоз и 11 вагонов свалились в реку и частично затонули. Погибших было 99 человек, раненых — более 100. Машинист остался жив. Впоследствии он утверждал, что совсем не знал этого маршрута и не видел запрещающего сигнала. Присяжные оправдали его, возложив всю вину за случившееся на руководство транспортной компании «Grand Trunk Railway».


Катастрофа на мосту Белойл. Фотография 1864 г.


Через год, 9 июня 1865 года, случилась еще одна катастрофа на мосту. На этот раз в Англии, на линии Фолкстон — Лондон, недалеко от города Степлхёрст, графство Кент. Поезд, на котором переправлялись в Лондон прибывшие в Фолкстон на пароме из Франции пассажиры, должен был проехать по виадуку высотой 3 метра, над руслом пересохшей реки. Но рабочие в тот злополучный день ремонтировали полотно на виадуке, демонтировав часть рельсов. Был выставлен человек с красным флагом, примерно за 500 метров от въезда на виадук. Машинист увидел этот сигнал, но тормозного пути не хватило, поезд-таки въехал на виадук, сошел с рельсов и частично свалился вниз. Погибло 10, раненых было более 40 человек. По тогдашним нормативам, предупреждать о необходимости остановки поезда надо было не менее, чем за 1000 ярдов (910 метров), но служащие дороги ошиблись, неправильно рассчитав расстояние...

Именно этим рейсом ехал знаменитый писатель Чарльз Диккенс со своей гёрлфренд Эллен Тернан и ее матерью. Они не пострадали, но Диккенс был так потрясен увиденным и пережитым, что потерял голос на две недели, а после этого старался, по возможности, не пользоваться железной дорогой.


Катастрофа в графстве Кент. Иллюстрация из газеты «Illustrated London News», 1865 г.


Еще через 2 с небольшим года, 9 августа 1867 г. и снова на мосту случилась очередная катастрофа. Теперь — в Ирландии, не линии Эннискорти — Дублин, недалеко от станции Брей. На мосту через ущелье Бренди пассажирский поезд, следовавший туда блин в Дублин, сошел с рельсов и, пробив ограждение моста, частично рухнул вниз, частично повис в воздухе,а частично остался стоять на мосту. Паровоз, тендер и служебный вагон грохнулись с 10-метровой высоты, но, как ни странно, все, находившиеся в них, выжили. Машинист и кочегар получили переломы, а служащий, который ехал в первом вагоне, не пострадал вообще. Погибло 2 пассажира, 23 получили травмы разной тяжести. Причиной катастрофы была названа неисправность пути. При этом инспектор, проводивший расследование, заметил, что если бы поезд кувыркнулся на другую сторону моста, жертв было бы намного больше.


Катастрофа на мосту через ущелье Бренди. Иллюстрация 1867 г.


Прошло еще ровно 4 года, и 9 августа 1871 года в Бангоре, штат Мэн, произошла очередная катастрофа на мосту, который назывался «Tin Brigde». Деревянный мост не выдержал веса почтово-пассажирского поезда. прибывающего в Бангор, и рухнул. Как выяснилось, конструкции моста основательно подгнили. Погибло 2 человека, ранено — более 20. Как отмечала газета «The New York Times» в номере от 10.08.1871 г., иначе, как чудом спасение многих пассажиров объяснить нельзя. Людей вытаскивали из обломков вагонов и гор мусора без особых повреждений, зачастую без единой царапины. В день катастрофы поглазеть на случившиеся пришло около 2000 жителей Бангора, на следующий день зевак было уже более 10 тысяч.


Катастрофа в Бангоре. Фото 1871 г., фотограф А.К.Доул.


Не прошло и полугода, как снова из-за рухнувшего моста случилось крушение поезда, теперь уже во Франции, в Ницце, 25 января 1872 года.


25 января близ Ниццы совершилась катастрофа, смутившая спокойствие этого прекрасного города, служащего местом уединения и отдыха для людей, удрученных болезнью и старостью и стекающихся сюда со всех концов света. Катастрофа случилась на берегу моря, вдоль которого проходит железная дорога из Франции в Италию. Дорога эта перерезает множество горных ручьев, выходящих из береговых возвышенностей и впадающих в море. На одном из таких ручьев проложен мост, называемый «Pont de Brague»,— здесь и случилось несчастье.

Вследствие продолжительного и сильного ветра, дувшего с моря, и дождей, воды ручья, протекающего под брагским мостом, вздулись и напором воды подмыты были доски и сдвинут сам мост. В это время со стороны Ниццы к Антибу шел скорый поезд. Начальник станции, узнав о порче моста в самый почти момент приближения поезда, поставил у моста сигнальщиков, чтобы предупредить об опасности, но поезд, не предвидя катастрофы, шел с такою скоростью, что невозможно было остановить его перед мостом. Поезд влетел на мост и мгновенно провалился в воду; из тринадцати вагонов только три удержались на рельсах,— остальные, вместе с локомотивом и тридцатью пассажирами, попадали в воду и были разбиты вдребезги. Разрушение поезда еще более увеличилось от бурных волн ручья и моря, сталкивавшихся в узком пространстве под мостом. Из числа тридцати пассажиров погибло, как полагают, одна треть; трупы многих из них были унесены в море, около десяти пассажиров ранены.

«Всемирная иллюстрация», №8, 1872.


«Всемирная иллюстрация», №8, 1872


1873 год, 19 апреля, США, штат Род-Айленд. Здесь обрушился очередной мост, через реку Покатак, возле городка Ричмонд. Произошло то же, что и в Ницце: из-за дождей поднялась вода в реке; находящаяся выше по течению дамба дала течь, и бурные воды не просто подмыли мост, а вовсе снесли его. Когда поезд, шедший из Стонингтона в Бостон, приблизился к мосту, поездная бригада, как говорили, заметила, что моста-то уже и нет — но слишком поздно. Тормозить уже было бесполезно, и паровоз на полной скорости пролетел над провалом и врезался в противоположный берег. Передние вагоны упали в воду, задним повезло больше, они остались на берегу. Погибло 15 человек, включая машиниста и кочегара, более 20 было ранено.


Катастрофа в Род-Айленде. Иллюстрация из газеты «Harper's Weekly», 1873 г.


Перед самым Рождеством, 24 декабря 1874 года произошла катастрофа — опять на мосту! — рядом с селением Хэмптон-Гей, неподалеку от города Шиптон, графство Оксфордшир, Англия. Поезд, в котором находилось более 250 пассажиров, ехал из Оксфорда в Бирмингем. Мост в данном случае не виноват — разрушилось колесо переднего вагона, и по случайности это произошло именно на мосту через реку Чёруэлл. Вагоны упали с насыпи, даже не на мосту, а чуть дальше. На иллюстрации можно увидеть, что мост не сломан. Из Хэмптон-Гея сразу телеграфировали о случившемся и запросили помощь, но по каким-то причинам подмога прибыла только через полтора часа. Из-за этого, видимо, и число жертв было большим: погибло 34 человека, ранено более 70.


Катастрофа в графстве Оксфордшир. Иллюстрация из газеты «Illustrated London News», 1874 г.


Но едва ли не все катастрофы, произошедшие на мостах, померкли в сравнении со случившейся 28 декабря 1879 года в Шотландии, когда обрушился мост через реку Тей. Чугунный мост был открыт для движения полутора годами ранее. В день катастрофы был ураганный ветер, и, как выяснилось позже, конструкция моста не выдержала, и при прохождении поезда, следовавшего из Уормита в Данди, произошло обрушение центральных пролетов моста, в общей сложности, почти километровой длины. В результате поезд оказался в воде, все 75 человек, которые находились в нем, погибли. Конструктор моста, Томас Бауч, зять которого был в числе погибших, не пережил случившегося и вскоре скончался.


Обрушение Тейского моста. Иллюстрация 1880 г.

Катастрофа на Тейском мосту имела широкий резонанс и в обществе, и в инженерной среде. По всей видимости, именно она сыграла фатальную роль в судьбе одного немецкого инженера, построившего Мюнгстенский мост через реку Вуппер высотой 107 м недалеко от города Золингена. Во время торжественного открытия моста в июле 1897 г., когда украшенный венком локомотив уже был готов пересечь новую переправу, главному инженеру показалось, что при расчетах он допустил роковую ошибку, и он в ужасе бросился с моста в реку. А мост этот успешно функционирует уже более 100 лет...


Обрушение Тейского моста. Иллюстрация из газеты «Illustrated Police News», 10.01.1880 г.


А бывали ли за границей катастрофы, не связанные с проездом по мосту? — спросит читатель. Да, были, хотя и не так часто, как на мостах. Например, катастрофа в Монте-Карло, случившаяся прямо на морском берегу ранней весной 1886 года.


На территории княжества Монте-Карло 10-го марта (26-го февраля) произошло крушение столкнувшихся поездов. Несчастье случилось на морском берегу на высоте 15 саженей (32 метра), на крутом повороте. Столкновение было страшное, и локомотивы были буквально разбиты в щепы. Первые три вагона поезда, шедшего в Ментон, упали с полотна дороги на морской берег. Один пассажир, находившийся в вагоне второго класса. спасся каким-то чудом: он вышел из вагона после такого страшного падения почти без всяких ушибов. Восемь вагонов поезда, шедшего в Монте-Карло, нагромождены один на другой. Все они опрокинуты и переломаны. В полночь, при свете факелов, приступили к отысканию жертв. Спасавшие оказались вынужденными бросить многие вещи в море. Туда же упали и люди, но сколько именно — еще неизвестно. Большинство, конечно, утонуло; удалось вытащить только одну даму, совсем не пострадавшую, и двухлетнюю девочку, отделавшуюся незначительной царапиной.

На ком именно должна лежать главная ответственность за катастрофу — пока еще трудно сказать. Дознано, кажется, что начальник станции Рокбрюн дал сигнал к отходу поезда, не предупредив станцию Монте-Карло, так как считал путь свободным. Он пропал без вести — по-видимому, бросился в море. Невозможно представить себе смятение, овладевшее всеми в Монте-Карло, и беспорядок на станции. На следующий день из Ниццы приехало до 20.000 человек, что повлекло опоздание поездов.

«Всемирная иллюстрация», №13, 1886.


«Всемирная иллюстрация», №13, 1886


Летом 1887 года произошла одна из самых масштабных на тот момент железнодорожных катастроф — в Иллинойсе, недалеко от города Чатсуорт. И опять — не обошлось без моста.


Летом или осенью чуть ли не все обитатели Соединенных Штатов отправляются взглянуть на свое „чудо" — Ниагарский водопад. Каждый мало-мальски состоятельный американец, выбрав удобное для себя время, спешит насладиться величественным зрелищем, какое устроила природа на северной границе свободной республики. Чтобы сделать такие экскурсии более доступными большинству населения, администрация путей сообщения значительно сбавляет цены за проезд к Ниагаре, пуская туда специальные поезда. К такой именно категории и принадлежал экстренный поезд на Ниагару, вышедший в 8 часов вечера 29-го июля (10-го августа) из Пэории, небольшого города штата Иллинойс. Поезд этот был составлен из 6 спальных и 6 обыкновенных вагонов, 3 багажных вагонов и 2 локомотивов с тендерами; все места были заняты, так что поезд вез 960 пассажиров.

Поезд запаздывал, и, желая наверстать время, машинисты прибавили пару, и путь до станции Чэтсворт был пройден в 7 минут. В 3 милях к востоку от Чэтсворта лежит болотистая котловина; через нее перекинут деревянный мост, подъезд к которому идет по кривой линии. Продолжив путь с прежней скоростью, машинист вдруг увидел в 200-х шагах впереди длинные языки пламени: это горел мост. Спасение было немыслимо; для остановки длинного и тяжелого поезда, шедшего с увеличенной скоростью, потребовалось бы до полумили — и он ринулся в пламя. Первый локомотив благополучно миновал ужасное место, но второй локомотив, три багажных и шесть пассажирских вагонов рухнули вниз, разбиваясь в мелкие щепы. Спальные вагоны остались на рельсовом пути, и занимавшие их пассажиры отделались только испугом да легкими ушибами и царапинами. Была ровно полночь.

«Всемирная иллюстрация», №37, 1887.


Крушение в Иллинойсе. «Harper's Weekly», 1887


Понятно, что большинство пассажиров провалившихся вагонов (которые тоже были охвачены пламенем) не избежали смерти. Но оттуда неслись такие ужасные стоны, что уцелевшая публика бросилась к месту крушения поезда, чтобы спасти, кого возможно. Однако сделать это было не так-то легко: надо было потушить огонь, а под рукою не было ни капли воды; земля ссохлась и по твердости не уступала камню, — и спасителям приходилось тушить пламя голыми руками. Дали знать в ближайшее городское управление, но помощь оттуда подоспела только к утру. Наступивший день открыл ужасную картину: среди куч обуглившихся обломков валялись груды обгорелых трупов; из-под горы мусора, возвышавшейся над местом катастрофы, неслись раздирающие душу вопли. Всего найдено здесь свыше 150 человек убитых и свыше 400 раненых, из которых больше половины находятся в таком состоянии, что спасти их от смерти — почти немыслимо.

Ужас и горе царили над Чэтсвортом, поражая самых мужественных и крепких людей. Но ужаснее всего были другие факты, показавшие, что катастрофа на мосту есть дело рук человеческих. По словам уцелевших пассажиров явствует, что через несколько минут после крушения поезда здесь оказалось несколько чудовищ, которые, вместо помощи пострадавшим, занималось грабежом: многие из раненых и мертвых были ограблены; на них не оказалось ни часов, ни денег, а у некоторых даже были обрезаны пальцы, чтобы легче было овладеть кольцами и перстнями. Утром на земле, в стороне от места катастрофы, было найдено множество пустых бумажников и портмонэ, а у нескольких трупов с ног были стащены даже сапоги. К утру грабители исчезли. Все эти факты позволяют предположить, что шайка злоумышленников решила поджечь мост перед проходом экстренного поезда, зная, что туристы, отправляющиеся на Ниагару, везут с собою сравнительно много денег. Как бы то ни было, на месте катастрофы производится строжайшее следствие, и вся Америка нервно следит за мельчайшими его перипетиями. Будем надеяться, что оно скоро придет к концу, и виновные — если только они найдутся — получат достойную кару за погибель или изувечение свыше 500 человек.

«Всемирная иллюстрация», №37, 1887.


«Всемирная иллюстрация», №37, 1887


Летом 1889 года в Ирландии случилось страшное крушение — оторвавшиеся вагоны поезда, битком набитого детьми, столкнулись с другим поездом, шедшим сзади. Очень много жертв...


12 июля (31-го мая) в Ирландии близ Арма, произошла ужасающая железнодорожная катастрофа. Утром из Арма вышел увеселительный поезд, в котором было 1.200 детей, учителей и лиц, сочувствующих воскресной методической школе. Поезд направлялся к Варрен-Пойнту, где дети должны были провести на свежем воздухе целый день и вечером вернуться обратно. Отойдя около 2-х миль от Арма, поезд поднялся на крутой откос и следующую за ним дамбу высотой 50 метров. Вдруг несколько задних вагонов оторвались от поезда, покатились вниз по откосу и налетели на шедший по тому же направлению другой пассажирский поезд с такой силой, что вагоны, наполненные людьми, разбились вдребезги.

Испуганные дети подняли страшный крик, к которому примешивались жалобные стоны раненых. Локомотивы остановились; к месту крушения сбежались все взрослые пассажиры обоих поездов. Первоначально предполагали, что убито не более 20 детей, однако вскоре выяснилось, что катастрофа гораздо ужаснее. Погибло на месте 72 человека, 12 тяжело раненых умерли вскоре в больнице, а 130 человек получили настолько тяжелые ранения, что у большинства из них надо бояться смертельного исхода. Из убитых большинство — дети и молодые девушки из прислуги. Почти каждое семейство в Арме одело траур по погибшим или ухаживало за ранеными.

Четыре поездных кондуктора, небрежности которых приписывается несчастье, арестованы и отданы под суд.

«Всемирная иллюстрация», №26, 1889.


«Всемирная иллюстрация», №26, 1889


В октябре 1890 года, в штате Дакота, ураган приподнял и сбросил с рельсов целый пассажирский поезд. Как ни удивительно, никто при этом не пострадал.


Ураган, разразившийся в Фарго, на севере штата Дакота, свирепствовал с такою силою. что опрокинул и сбросил с полотна целый железнодорожный поезд, состоящий из 9 спальных вагонов очень большого веса и трех багажных вагонов, наполненных сундуками, чемоданами и разными товарными тюками. Только тендер да локомотив и остались на полотне.

Этот злополучный поезд подходил к Фарго как раз в то время, когда ураган обрушился на это местечко. Крыши железнодорожного вокзала и машинного депо на станции уже стали подниматься от действия ветра; механик сообразил, что благоразумие заставляет уйти со станции, но должен был остановиться на месте скрещения поездов. И вдруг, на глазах механика, поезд был оторван от земли и опрокинут рядом с полотном.

Вагоны были битком набиты пассажирами, в числе которых было большое число дам и детей. Авария произвела много беспокойства, много страхов, но тяжелых поражений, как оказалось впоследствии, не было. Вагоны оказались также не особенно поврежденными. Сила ветра была так велика, что весь поезд, прежде чем упасть, был поднят с рельсов и перемещен на некоторое расстояние вбок от полотна, как можно видеть это на нашем рисунке. Маленький рисунок в верхнем углу показывает крышу часовни в Фарго, отнесенную ветром на довольно большое расстояние от здания, которое она покрывала.
«Всемирная иллюстрация», №26, 1889.


«Всемирная иллюстрация», №48, 1890


14 июля 1891 года произошла крупнейшая в истории Швейцарии. Недалеко от Базеля, возле местечка Мёнхенштейн, рухнул мост через реку Бирс при проходе по нему пассажирского поезда, следовавшего из Базеля. Первоначально сообщалось о более, чем 120 погибших и 150 раненых. Официальная статистика 74 погибших и более 200 раненых. Причиной крушения были названы конструктивные недостатки моста. Между прочим, инженером, спроектировавшим этот мост, был Гюстав Эйфель, автор знаменитой башни в Париже. Виновниками посчитали строителей, которые не провели при постройке моста необходимых испытаний.


«Всемирная иллюстрация», №26, 1891


Масштабная катастрофа, произошедшая в парижском предместье Сен-Манде 26 июля 1891 года, случилась под мостом, но здесь — тот случай, когда мост совсем ни при чём. В 9 часов вечера народ возвращался в Париж с праздника, проходившего в Сен-Манде. Поезда шли переполненными, и очередной поезд Венсан — Париж, подошедший к вокзалу, не смог вместить всех желающих. Поезд задержался на вокзале, так как люди всё пытались втиснуться в вагоны. Состав всё же тронулся, но толпа сопровождала его — народ не терял надежды влезть в вагоны хотя бы через окна, поэтому поезд двигался еле-еле. В это время на станцию въехал дополнительный поезд Венсан — Париж, тоже забитый под завязку, который должен был проехать Сен-Манде без остановки. При этом головной паровоз второго поезда был почему-то прицеплен задом наперед и шёл задним ходом. Машинист не увидел отходящий от станции первый поезд и врезался в задний вагон на полном ходу. Деревянные вагоны загорелись. В итоге погибло более 50 человек и было ранее более 100. Жертв могло бы быть еще больше, но именно в это время в Сен-Манде происходил банкет в честь парижских пожарных — они прибежали на вокзал в полном составе и спасли многих из пострадавших.


«Всемирная иллюстрация», №31, 1891


22 октября 1895 года в 4 часа дня в Париже случилось, пожалуй, одно из самых эффектных и зрелищных железнодорожных происшествий. На вокзал Монпарнас («старый западный») прибыл пассажирский поезд из Гранвилля, состоящий из локомотива, двух багажных, почтового, восьми пассажирских и еще одного багажного вагона. Из-за того, что поезд несколько опаздывал, машинист, на подъезде к вокзалу, не стал тормозить на уклоне и не следил за скоростью, а когда он понял, что поезд слишком сильно разогнался, то тормозить уже было поздно. Тормоза не успели остановить поезд, и он, проехав весь перрон, врезался в переднюю стену вокзала, выбил её и с высоты 10 метров рухнул прямо на улицу де Ренн.


Фотография 1895 г.

При этом пассажирские вагоны не вывалились на улицу, а остались стоять внутри вокзала. Два пассажира получили ушибы, пострадали, но остались живы машинист, помощник и кочегар. Погибла только продавщица газет, которая сидела в своем киоске аккурат под злополучным местом.


«La Nature» №9, 1895


«La Nature» №9, 1895


7 мая 1897 года потерпел крушение немецкий воинский поезд, следовавший из Гиллесгейма в Герольштейн. Разрушилась сцепка между вагонами, и задние вагоны налетели на передние — на этом участке пути был сильный уклон. Погибло 9 солдат, было ранено — 35 солдат и двое поездных служащих.


«Новое время», 3 июня 1897


Летом 1897 года во Франции произошло очередное обрушение моста под поездом. Никто не погиб. Но как-то уж совсем всё по-лузерски вышло...


17-го июля, близ Табра, во Франции, обрушился железнодорожный мост через реку Адур, вместе с пробным поездом, пущенным для испытания прочности постройки. По своей конструкции мост считался последним словом строительного искусства и принадлежал к типу металлических мостов, изобретенных известным французским инженер-генералом Марсилем. Злополучный мост строился военными инженерами железнодорожных батальонов. Когда постройка близилась к окончанию, военное начальство приступило к предварительному испытанию моста. Для этой цели составлен быль двойной тяжести поезд с двумя локомотивами. По правилам поезд должен был пройти по мосту сначала тихим ходом, а потом — с известной скоростью. Но испытание не выдержало и первой попытки: мост провалился вместе с поездом, причем пострадали и лица железнодорожного начальства, находившиеся в поезде, между прочим, и главный инженер г. Гауссер. Причины несчастного случая пока еще не выяснены.

«Новое время», 31 июля 1897.


«Новое время», 31 июля 1897


В ночь под Рождество 1897 года между Парижем и Марселем, недалеко от станции Пеаж, пассажирский поезд врезался в хвост впереди идущего. Точнее — стоящего, так как машинист первого поезда обнаружил неисправность тормозов и решил от греха остановиться. Вот и остановился: трое погибших, 13 тяжело раненых...


«Новое время», 2 января 1898


Еще одна катастрофа во Франции, в августе 1898 года. Причина — плохое состояние пути.


Семеро убитых и 40 раненых, из них пятеро смертельно,— таков результат крушения поезда, случившегося 2 (14) августа, в 4 ч. утра, по Тулузской линии, в трех километрах от станции Лизье. Эта катастрофа едва ли не самая серьезная из бывавших на французских железных дорогах — и не по количеству жертв, а по вопиющей и преступной беспечности железнодорожной администрации. Причина крушения здесь — скверное состояние пути. Тут уж нельзя сваливать вину на низших служащих, механиков иди стрелочников. Тут виновен высший персонал дороги. Трудно допустить, чтобы. хоть самый маленький участок железной дороги мог оставаться хоть один день не только в дурном, но просто в сомнительном состоянии. Катастрофа 2 августа доказывает, однако, что это было возможно для г.г. железнодорожников, что скорые поезда пускаются по проржавевшим рельсам,.лишенным балласта. Подобные безрассудства, конечно, не должны оставаться безнаказанными, и парижская печать требует строгого взыскания с администрации Тулузской линии.

«Новое время», 15 августа 1898.


«Новое время», 15 августа 1898


Катастрофа, имевшая место 6 февраля 1899 года в Брюсселе, произошла по уже «отработанному» сценарию. Один поезд с 15-минутным опозданием из-за густого тумана прибыл на станцию Forest-Midi, а другой, шедший сзади, должен был проехать эту станцию без остановки. Вот и врезался в хвост первому — туман же, не видно ни шиша. 25 убитых, 50 раненых...


«Новое время», 20 февраля 1899


В феврале 1900 года в Дублине, Ирландия, случилось происшествие, по эффектности чуть-чуть не дотянувшее до аналогичного случая 1895 года в Париже — когда паровоз упал прямо на улицу. Поезд из 36 вагонов. под завязку груженных скотом, не смог вовремя затормозить, пробил ограждения и едва не рухнул на улицу Хач-стрит. Машинист получил травму руки.


«Новое время», 19 февраля 1900


В мае 1900 года поезд Nord-Express, следовавший по маршруту Париж — Кёльн — Петербург, недалеко от станции Тёрнье, Франция, столкнулся с маневрировавшим товарняком, машинист которого проигнорировал запрещающий сигнал. Паровоз товарняка свалился в канал Сен-Квентин, локомотив экспресса улёгся прямо на пути. Погибли двое, ранены тоже двое, все из локомотивных бригад. Пассажиры экспресса перепугались, но сильно не пострадали.



«Новое время», 3 июня 1900


15 сентября 1900 года в Париже, на вокзале Монпарнас, едва не повторилась знаменитая авария 1895 года. Точно так же не вовремя затормозивший поезд проехал вдоль всей станции, сбил ограждения, но все же сумел вовремя остановиться и не вывалился на улицу, повредив лишь стеклянную перегородку. Несколько пассажиров получили ушибы.


«Новое время», 23 сентября 1900


Подобная авария, уже совсем курьёзная, произошла 6 декабря 1901 года на вокзале Франкфурта-на-Майне.


«Новое время», 22 декабря 1901


По двум катастрофам, случившимся в августе 1907 года в Познани (в то время — Германия) и в Кутра (Франция), информации не очень много — только подписи к иллюстрациям.


«Новое время», 11 августа 1907


«Новое время», 1 сентября 1907


Одна из самых впечатляющих катастроф произошла в декабре 1907 года в Индии. Посмотрите: размах и шик поистине достойные Болливуда!


«Новое время», 2 февраля 1908


Последней в сегодняшней подборке будет железнодорожная катастрофа, случившаяся 4 марта 1910 года в Роджер-Пассе, в Скалистых горах, Канада. Специальный поезд с рабочими отправился на расчистку пути, заваленного снежной лавиной. Всего было 59 рабочих, из них 32 — японские гастарбайтеры, и 4 человека из локомотивной бригады. Поезд попал под очередную лавину и был сброжен с высоты 15 метров. Погибли все, кроме кочегара по фамилии Лашанс, оставшегося невредимым.

1910Rogers_Pass_avalanche
Поисковые работы в Роджер-Пассе, фото 1910 г.



Есть кросс-пост вru_railway

К оглавлению «Ретро-катастроф»
Tags: история, ретро-катастрофы
Subscribe
  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment